15 марта 1951 года в Лондоне состоялась премьера психологической драмы Энтони Эсквита (иногда встречается написание Асквит) "Версия Браунинга". Фильм поставлен по одноимённой пьесе британского драматурга Теренса Раттигана.
Пьеса "Версия Браунинга" была написана в 1948 году, и 8 сентября того же года состоялась премьера спектакля по этой пьесе в Лондонском театре "Феникс". Энтони Эсквит загорелся идеей экранизировать эту пьесу сразу же, как только посмотрел спетакль.
Знакомство Энтони Эсквита с Теренсом Раттиганом состоялось ещё в конце 30-х годов. По началу Раттиган очень настороженно относился к Эсквиту. Дело в том, отец Энтони - Герберт-Генри Эсквит - в 90-х годах XIX-го века занимал пост министра внутренних дел Великобритании и именно он возбудил дело против знаменитого писателя и драматурга Оскара Уайльда. Обвинения были связаны с гомосексуальными связями Уайльда. Суд приговорил знаменитого писателя к двум годам каторжных работ. Каторга сломала Уайльда и физически, и духовно, вследствие чего вскоре после освобождения Уайльд умер.
Раттиган, будучи сам драматургом и геем, не мог простить семье Эсквитов этой по-настоящему тяжёлой потери для британской культуры. Но узнав, что Энтони сам является скрытым гомосексуалом, сменил, что называется, "гнев на милость". В результате образовался творческий союз, которым в 40-е годы было создано 5 полнометражных художественных кинофильмов и который в британской кинематографической среде получил прозвище "Раттигасквит".
Приняв решение делать фильм по пьесе "Версия Браунинга", Эсквит и Раттиган занялись поисками продюсера для будущей картины. Однако, к кому бы из британских продюсеров они не обращались, все отказывались. И это несмотря на то, что к началу 50-х годов на счету Энтони Эсквита уже было 23 довольно успешных картины, в том числе, знаменитая экранизация пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион". Возможно, причиной отказов явился алкоголизм Энтони Эсквита, достигший в 40-х годах критического уровня. Наконец, судьба свела Эсквита с американским продюсером Эрлом Сент-Джоном, который согласился участвовать в создании фильма.
Буквально через месяц после премьеры фильм "Версия Браунинга" участвовал в Каннском международном кинофестивале, где был номинирован на главную премию, которая тогда называлась Гран-при фестиваля. Надо отметить, что конкуренция в тот год на фестивале была жесточайшая. Достаточно сказать, что среди 36 номинантов были такие киношедевры, как "Всё о Еве" Джозефа Лео Манкевича, "Забытые" Луиса Бунюэля и др. А Гран-при фестиваля решением жюри под председательством знаменитого французского писателя Андрэ Моруа был присужден фильмам "Чудо в Милане" Витторио Де Сики и "Фрёкен Юлия" Альфа Шёберга. Но фильм Эсквита без наград не остался: ему были присуждены премии за Лучший сценарий (Теренс Раттиган) и за Лучшую главную мужскую роль (Майкл Редгрейв).
Через два месяца, уже на Берлинском международном кинофестивале фильм Энтони Эсквита был удостоен Бронзового Медведя в разделе Лучший драматический фильм. А год спустя датская киноакадемия присудила "Версии Браунинга" свою премию Бодиль как Лучшему европейскому фильму.
У себя на родине, в Великобритании, фильм был номинирован на премию британской киноакадемии БАФТА, причём, в двух номинациях: как Лучший британский фильм и как Лучший фильм из любого источника. Как британский фильм "Версия Браунинга" уступила фильму "Банда с Лавендер Хилл" Чарльза Крайтона, а как фильм из любого источника картина Эсквита уступила французской мелодраме "Карусель" Макса Офюльса.
Отзывы кинокритиков на фильм "Версия Браунинга" были в основном положительными. И даже Бозли Кроузер, хоть и пытался подпустить желчи в свою рецензию, не смог скрыть своего восхищения: "картина, прекрасно сыгранная и тонко сделанная в Англии под руководством Энтони Асквита, с Майклом Редгрейвом в главной роли, демонстрирует основные недостатки, которые были очевидны на сцене: это тоскливое, но слабое исследование скучного интеллектуала. ... Это вовсе не обязательно означает скучность самого фильма, потому что драма получилась увлекательной и захватывающей, а ее исполнение превосходным".
В Советском Союзе фильм не демонстрировался.
Современные кинозрители весьма высоко оценили фильм Энтони Эсквита "Версия Браунинга". 74% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. А вот римейк картины, снятый в 1994 году Майком Фиггисом, не имел такого успеха. Ни у зрителей, ни на фестивалях, ни у критиков.
С учетом сказанного, рейтинг фильма Энтони Эсквита "Версия Браунинга" по версии FilmGourmand'а составил 8,432, благодаря чему он занимает 347-е место в Золотой Тысяче.
Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.
Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.