Найти в Дзене
retrolooks

«Угрюм-река». Модный разбор без купюр.

Проект Retrolooks выступил экспертом в teleprogramma.pro. И обсудил тему: имеют ли право на жизнь образы в сериале «Угрюм-река», авторское прочтение истории и какие неточности допустила художник по костюму Лариса Лебедева.

заставка сериала "Угрюм-река" /  © Первый канал
заставка сериала "Угрюм-река" / © Первый канал

Еще раз напомним, что по нашему мнению, в сериале «Угрюм-река» исторические неточности при создании костюмов допущены не случайно. Мы считаем, что художник по костюмам Лариса Лебедева при воссоздании исторической реальности подстраивалась под современные взгляды на моду.

Ниже публикуем полное экспертное мнение без купюр на исторических примерах в картинках:

Актриса Дарья Мороз в роли ссыльной революционерки Дарьи Сергеевны / © Первый канал
Актриса Дарья Мороз в роли ссыльной революционерки Дарьи Сергеевны / © Первый канал

Ссыльная революционерка Дарьи Мороз

Жакет и платье нашей революционерки — это разные истории. Жакет - говорит о высшем сословном статусе, а вот платье, простое и отсылает к крестьянскому сословию.

Кто же были эти первые революционерки? Давайте посмотрим, какими были они конца XIX — начала XX века. Согласно данным американской исследовательницы женского терроризма Эми Найт, среди 78 членов боевой организации эсеров было 25 женщин. Всего же она нашла документальные подтверждения действия 44 террористок-эсерок. Женщины-эсерки были по рождению гораздо ближе к высшим слоям общества, чем их коллеги-мужчины, и стремились «отдать свой долг народу». Найт, проанализировав биографии 44 известных ей террористок, выяснила следующее: из 40 террористок, чье социальное происхождение удалось установить, 15 были дворянками или дочерьми купцов, 4 — из среды разночинцев, 11 — из мещан, одна была дочерью священника и 9 родились в крестьянских семьях. При этом даже крестьянки были не так-то просты: Анастасия Биценко из семьи крестьян и дочь солдата Зинаида Коноплянникова получили образование и стали учительницами, 11 террористок имели высшее образование, 23 - среднее, 6 - домашнее и лишь 3 — начальное. Одна назвала себя самоучкой. Среди террористок было 9 учительниц, 8 студенток и только 4 работницы. Кстати, средний их возраст — 22 года. Для сравнения, из 131 террориста-мужчины 95 были рабочими и крестьянами по роду занятий.

Раз действие сериала проходит в конце 1890-х начале 1900-х, то мы решили взять как пример Инессу Арманд, которая в начале 1900-х под влиянием книги В.И.Ленина "Развитие капитализма в России" увлеклась марксизмом.

Регистрационная карточка Самарского губернского жандармского управления на Инессу Арманд / 1912 год
Регистрационная карточка Самарского губернского жандармского управления на Инессу Арманд / 1912 год
мелкая клетка в народном костюме / фото К.Фишера из книги "Русский костюм" изд-во "SLOVO" 2009 / © библиотека проекта Retrolooks
мелкая клетка в народном костюме / фото К.Фишера из книги "Русский костюм" изд-во "SLOVO" 2009 / © библиотека проекта Retrolooks

И как мы видим, ни о каком смешении стилей нет и речи. Каждый одевается именно так, как подобает его статусу. А прическа вызывает отдельных нареканий, даже первые феминистки суфражистки так кардинально не стриглись. Привет 1920-м, но до них еще далеко! Вы можете сами убедиться в этом, посмотрев фотографию бывших политкаторжанок Нерчинской каторги, датирующуюся мартом 1917 года.

Дочь купца-миллионера Нина Яковлевна Куприянова (героиня Софьи Эрнст)

Актриса Софья Эрнст в роли Нины и актер Александр Горбатов в роли Прохора Громова / © Первый канал
Актриса Софья Эрнст в роли Нины и актер Александр Горбатов в роли Прохора Громова / © Первый канал

Тут нет слов, одно удивление. А она точно дочь купца-миллионера? А то по виду больше походит на студентку, или белошвейку, или ....

провинциальные работницы в праздничной одежде начало ХХ века / рис. по фотографии из фондов Гос.Исторического музея  / из книги "Русский костюм 1890-1917.Том V"  изд-во ВТО / © библиотека проекта Retrolooks
провинциальные работницы в праздничной одежде начало ХХ века / рис. по фотографии из фондов Гос.Исторического музея / из книги "Русский костюм 1890-1917.Том V" изд-во ВТО / © библиотека проекта Retrolooks

Хочется приодеть героиню Софьи Эрнст, как подобает жене купца-миллионера для семейного фотосета, да и причесать стоило. Распущенные волосы, или у девиц, или у распущенных баб )))

На рисунке ниже — тот образ, в котором мы б с удовольствием увидели героиню Софьи Эрнст проезжающей в бричке по улицам уездного города. Стоит обратить внимание, что дама в перчатках, волосы убраны и для выхода в город обязательна шляпка. Утонченные линии силуэта создаются за счет узкой талии, увеличенных визуально плеч и расклешенной книзу юбки, ширина подола, которой могла достигать около пяти метров, а отделка костюма может быть в тон основной материи или гармонирующего с ним другого цвета для создания визуальной привлекательности.

туалет для прогулки и визита 1903. Рисунок по модному журналу / из книги "Русский костюм 1890-1917.Том V"  изд-во ВТО / © библиотека проекта Retrolooks
туалет для прогулки и визита 1903. Рисунок по модному журналу / из книги "Русский костюм 1890-1917.Том V" изд-во ВТО / © библиотека проекта Retrolooks

Ну, а дальше веселее. Не понятно, что происходит на этой фотографии.

кадр из фильма "Угрюм-река" / © Первый канал
кадр из фильма "Угрюм-река" / © Первый канал

Вы можете догадаться, что это? Будничный поход в храм? Праздник на селе? Свадьба? Мы так и не смогли. Но давайте предположим, что это свадьба. Итак, мы в конце XIX века, когда еще строго чтут традиции. Для венчания использовались обрядовые, ритуальные костюмы, которые передавались из поколения в поколения и у каждого предмета был свой отдельный смысловой код.

Обряды сохранялись в деревнях вплоть до 1920-х годов, но были постепенно уничтожены. Ведь до революции был только религиозный брак со своими ритуалами, потом роспись в ЗАГСе, вокруг которой ничего не придумали до оттепели.

«Конýра» – венчальный головной убор XIX век /  ©  Российский Этнографический музей
«Конýра» – венчальный головной убор XIX век / © Российский Этнографический музей

Или мы поверим, например, вот такой версии свадьбы дочери купца-миллионера. Модное свадебное платье, фата и украшения невест — fleur d'orange. Про этот цветок мы уже писали.

Илларион Прянишников  "В ожидании шафера" 1891 г. / холст, масло / © Серпуховский историко-художественный музей
Илларион Прянишников "В ожидании шафера" 1891 г. / холст, масло / © Серпуховский историко-художественный музей

Тут вы уже сами решите, какой из свадебных образов вам ближе.

Вдова Юлии Пересильд

кадр из фильма "Угрюм-река" / © Первый канал
кадр из фильма "Угрюм-река" / © Первый канал
Уж не ты ли знаком
С чернобровой вдовой,
Что живет, без родни,
За Москвою-рекой?...
...А хозяйка его
Обнималась с другим…
С жемчугом на груди
И с кольцом на руке,
Целовалась она
На пустом сундуке.
Николай Некрасов, 1895 г. “Вдова”
 траурный (вдовий) наряд, рисунок по фотографии из журнала, начало ХХ века / из книги "Русский костюм 1890-1917.Том V"  изд-во ВТО / © библиотека проекта Retrolooks
траурный (вдовий) наряд, рисунок по фотографии из журнала, начало ХХ века / из книги "Русский костюм 1890-1917.Том V" изд-во ВТО / © библиотека проекта Retrolooks

Конечно, и в городской, и в более традиционной деревенской среде вдовы вели особый образ жизни. У православных в Российской империи XIX века действительным признавался только брак, заключенный в форме церковного венчания, с соответствующей записью в метрической книге. (у неправославных тоже был только религиозный брак). Вдова, могла и повторно выйти замуж церковным браком (еще два раза!), но не все женщины к этому стремились, что вдова — до некоторой степени самостоятельная женщина в городе, а в купеческой семье часто брала на себя бразды правления, вела дела покойного мужа. Например, в “Грозе” Островского Кабаниха — вдова, и взрослый сын ее беспрекословно слушается. А в деревне, конечно, вдовам и сиротам было очень горько, там хозяйство без мужика-кормильца не потянешь.

Дух злой шаманки Евгении Манджиевой

Актриса Евгения Манджиева  в роли духа шаманки / © Первый канал
Актриса Евгения Манджиева в роли духа шаманки / © Первый канал

В XIX веке борьба православной церкви со старообрядцами и язычниками (а заодно с исламом и иудаизмом) не прекращалась, хотя таких масштабных усилий, как раньше, по обращению в истинную веру, уже не предпринимали — вспомнить хотя бы про святого Стефана Пермского, который в XVII веке пермяков обращал, священные деревья вырубал, алфавит анбур им придумал для перевода Священного Писания… А к XIX веку весь этот пыл борьбы перешел в поборы и утеснения для инославных и иноверцев. С одной стороны, этнографы продолжали с XVIII века все эти верования изучать, с другой стороны — кровавый навет (знаменитое дело вотяков), которое предшествовало делу Бейлиса. Вот таким образом обстояли на святой Руси с инакомыслием.

вещи шамана из собрания Новосибирского государственного краеведческого музей на выставке в Перми / 2021 © Retrolooks
вещи шамана из собрания Новосибирского государственного краеведческого музей на выставке в Перми / 2021 © Retrolooks

Подлинные ритуальные вещи шамана с временной выставки "Эвенки: кочевники тайги" в Пермском краевом музее. Образ шамана завораживает в танце за счет летящих деталей, когда он сливается с природой, значительно отличается от образа, придуманного в фильме. Шаманка Евгении Манджиевой — контрастирует с природой.

Еще раз напомним, что различные споры о правомерности анахронизма в искусстве — это дело авторов, художников... если это конечно не doc. А занимаясь исследованием костюмов в литературе, фильмах, следует помнить о художественном преувеличении.

___

👇 Ниже справа, видите значки соцсетей? Выбирайте, жмите и делитесь статьей с друзьями!