Игры сопровождают человечество на всем протяжении его истории, периодически видоизменяясь, в том числе и коренным образом, но в то же время в основе своей оставаясь тем же, чем были с самого начала. Немало мыслителей пытались сформулировать их философскую суть.
Мы же вместе с вами попробуем поразмышлять о природе игр.
Самые громкие и известные имена, которые слышал каждый человек, хотя бы поверхностно интересовавшийся данным вопросом, – это Роже Кайуа и Йохан Хейзинге. Аккумулировав весь материал, накопленный человечеством по теме игр до XX века включительно, они разработали концепции, одинаково применимые к любым проектам – ролевым, настольным и др. А также, разумеется, и к компьютерным.
Являются ли эти знания важными для рядового геймера? Ровно в той степени, в какой он стремится трезво оценивать явления действительности и видеть порой не слишком очевидные связи.
Ниже вы прочтете изложение сути теорий, разработанных двумя мыслителями, и сможете сами сделать вывод – применимы ли данные концепции к продукции современной гейм-индустрии и в какой степени. И помните: знание теории никогда не вредило практике, даже если вы и не планировали подниматься до неких философских высот, а просто собирались приятно провести время за игрой.
История вопроса: отдых или работа
Философия игр родилась относительно недавно. Лет 200 прошло с тех пор, как ученые решили рассмотреть данное явление во всем его многообразии и вывести некие точки соприкосновения, позволяющие формировать общий образ.
До того игры также привлекали внимание философов, но несколько в другом разрезе – их интересовал сам смысл массового существования этого явления. Например, по мнению Генри Хоума, игры – источник рекреации, то есть помогают человеку восстанавливать силы. Ровно через век эта концепция сменилась своей противоположностью: Герберт Спенсер предположил, что за счет игр люди не восстанавливаются, а наоборот – расходуют лишнюю энергию. То есть это не отдых, а работа. Как же так?
Тут пришел русский ученый Иван Сеченов и всех помирил. Согласно его подтвержденной экспериментально теории, человек отдыхает не в состоянии покоя, а при смене вида деятельности, и таким образом игра – это все-таки отдых, но активный.
Академический взгляд
Позже появлялись и другие концепции, связанные с получением удовольствия, процессом интеллектуального развития, желанием сменить образ и почувствовать себя другим… Все это звучит верно и убедительно, но недостаточно емко. Дело в том, что все эти рассуждения касались исключительно функций, реализуемых игрой. А их действительно много, и ни она из них не может считаться основной или исчерпывающей.
Вот на этой базе и построили свои работы Кайуа и Хейзинге. Они подошли к предмету с более научной точки зрения, доказав, что игры – это масштабное явление, которое заслуживает глубоких исследований.
Интересно, что академичность и комплексность их взглядов после уже никто не смог повторить. Получив две масштабные теории игр, наука снова углубилась в детали и сосредоточилась на мелочах.
В чем же состоят коренные отличия работ Йохана Хейзинге и Роже Кайуи от трудов остальных теоретиков игр? Первый искал ответ на вопрос о месте игры в мировой культуре. Его исследование так и называется – «Человек играющий» (Homo Ludens). Кайуа, опираясь на рассуждения коллеги, сделал попытку классифицировать игры и придать всему их многообразию некое подобие системы. Он не относил предмет своего исследования к сфере развлечений, считая игры воплощением в реальность разных аспектов человеческого опыта.
Далее мы более подробно расскажем о каждой из «больших теорий». С кратким пересказом труда Хейзинге вы можете познакомиться здесь .
Статья сделана коллективом сайта GamersGate .