Найти тему

Конкистадоры. Ч. 3.

Гибель Непобедимой армады. Изображение взято здесь: https://www.britannica.com/topic/Armada-Spanish-naval-fleet
К сожалению, имя художника мне выяснить не удалось.
Гибель Непобедимой армады. Изображение взято здесь: https://www.britannica.com/topic/Armada-Spanish-naval-fleet К сожалению, имя художника мне выяснить не удалось.

Как с поистине киплинговским пафосом пишет адмирал британского Королевского флота («Властители Индийского океана», Лондон, 1927) Джордж Александр Баллард (Ballard, 1862-1948),

«Много поколений до [поражения испанской Непобедимой армады в 1588 г.] жители Пиренейского полуострова настолько превосходили других на море, что доминировали на всех мировых океанах <…> В Америке они были властелинами на всей территории суши, куда европейцы сумели проникнуть. В Азии и Африке – за исключением берегов Средиземного моря – они были единственными представителями белой расы, с которыми встречалось местное население. В Европе военная мощь испанского правящего дома угрожала независимости каждого государства Западной Европы, а военно-морское превосходство Испании вынуждало все западные государства – протестантские и католические – платить заоблачные цены за продукты трансокеанской торговли. Ни один соперник не имел оснований рассчитывать на заморские колонии, пока у него на пути стояла непреодолимая преграда – испанский флот. Никто не мог надеяться и на успешное ведение морской торговли. Вся Европа на атлантической стороне была окружена стеной испанского влияния <…>
Однако этой морской стене не суждено было простоять долго, поскольку возглавляемые англосаксами сильные представители северных ветвей белой расы, всегда ненавидевшие ограничения в любой форме, снесли ее и по обломкам устремились на все четыре стороны. <…> Но если англичане действительно главным образом ответственны за разрушение этого препятствия для свободного судоходства, во многие самые дальние уголки земного шара путь проложили голландцы»[1] , «Голландцы имели в восемь раз больше капитала и в четыре раза больше кораблей, чем [созданная в 1600 г. Английская Ост-Индская компания], и потому для них не было пределов на побережьях <…> Востока, – разве только опасение контрмер против их страны, которые могли принять обиженные конкуренты. Миновав мыс Доброй Надежды, деятели [Нидерландской Ост-Индской] компании не считали нужным соблюдать ни один мирный договор между правительствами Голландии и другими европейскими правительствами, если, конечно, их можно было игнорировать без серьезных последствий. <…> Португальская торговля [в Индийском океане] испытывала постоянное давление, и в течение полувека в азиатских водах существовал постоянный антагонизм между моряками португальской короны с одной стороны и морскими служащими голландских купцов – с другой»[2] .

«Дело о добыче» было рассмотрено коллегией Адмиралтейского суда Голландии и Западной Фрисландии в Амстердаме 9 сентября 1604 г.. В суде Гроциус, опираясь на прецеденты классического римского права и труды испанского схоласта Франсиско де Витория (Vitoria, de, ок. 1486-1546) заявил, что португальцами, присвоившими себе право монопольной торговли на берегах Индийского океана, были попраны фундаментальные принципы справедливости, основанные на так наз. естественном праве, что вынудило голландцев для восстановления своих прав прибегнуть к помощи вооруженной силы. Суд внял доводам Гроция и вынес решение в пользу Нидерландской Ост-Индской компании, постановив что «каррака со всем своим имуществом объявлена конфискованной»[3] . Через 10 дней брокеры амстердамских бирж начали продажу товаров с захваченного судна.

[1] Баллард Дж.А. Властители Индийского океана. Становление морских связей между Европой и Азией. М.: ЗАО Центрполиграф, 2012. Сс. 185-186.

[2] Там же. Сс. 191-192.

[3] Павлов А.А. Правовая концепция Гуго Гроция… С. 38.