Карантин, несмотря на все причиненные неудобства, открыл новую веху в развитии интернет-торговли — маркетплейсы.
Разумеется эти площадки существовали и до пандемии, но в условиях вынужденной изоляции, они стали настоящим спасением, как для продавцов, так и для покупателей. Причем, удобным спасением. Всего за несколько месяцев люди привыкли к тому, что все необходимое можно заказать на одном сайте или в приложении, а для магазинов маркетплейсы стали эффективным инструментом увеличения продаж.
В первой половине 2020 года обороты маркетплейсов росли едва ли не в геометрической прогрессии, прежде всего, за счет лавинообразного роста заявок на подключение к площадкам новых интернет-магазинов. На данный момент маркетплейсы уже занимают 60 процентов сегмента e-commerce и не собираются сдавать свои позиции, а поколебать их доминирование может только очередной форс-мажор. Но пока работать через маркетплейсы - это действительно выгодно, а с кем и как мы сейчас расскажем.
Выбор площадки
Сегодня в России работает достаточно много маркетплейсов, но для эффективного сотрудничества достаточно выбрать одного, максимум двух партнеров. На что при этом нужно обращать внимание в первую очередь?
- На размер комиссии.
- Качество работы службы доставки.
- Требования к товару и его упаковке.
- Особенности финансовых взаиморасчетов с площадкой.
- Работу с возвратами.
К тому же стоит учитывать, что некоторые маркетплейсы ревностно следят за тем, чтобы поставщики не работали с другими площадками.
Как добавить товар?
Чтобы начать работу с любым из маркетплейсов, нужно пройти довольно тернистый путь.
Его начало - это регистрация. Поставщику необходимо предоставить площадке учредительные документы, декларации и сертификаты. Важно, чтобы все они удовлетворяли требованиям маркетплейса, иначе в заключении партнерского соглашения будет отказано по формальным основаниям.
После благополучной регистрации можно начинать отправку товаров на маркетплейс. Но здесь нужно быть морально готовым к тому, что первые несколько партий вернутся на склад поставщика из-за несоблюдения требований, которые площадки предъявляют к товарам. Требований этих очень много. Причем, они касаются как самого товара и его упаковки, так и сопроводительных документов. На то, чтобы вникнуть во все детали и постичь все тонкости может уйти несколько месяцев.
После того, как все бюрократические вопросы будут улажены, останется выбрать одну из двух схем работы с маркетплейсом:
- Отгружая товары со своего склада и занимаясь упаковкой самостоятельно.
- Или же размещая товары на складах маркетплейса. В этом случае практически все логистические процессы будут происходить без участия поставщика.
Как оптимизировать работу с маркетплейсами?
Конечно можно пытаться вникнуть во все тонкости работы с маркетплейсами самостоятельно, но практика показывает, что на это уходит слишком много времени и поэтому гораздо разумнее изначально выстраивать отношения с площадками через фулфилмент-операторов.
Как правило, крупные операторы работают со всеми основными маркетплейсами, представленными в нашей стране:
- Wildberries;
- Ozon;
- Яндекс Маркет;
- Goods;
- Lamoda;
- AliExpress;
- Kupivip.ru.
Работая с маркетплейсами через фулфилмент-оператора, поставщик будет избавлен от необходимости вникать во все правила и требования этих площадок, - имея огромный опыт, сотрудники операторов гарантированно правильно оформят документы, упакуют товар и обязательно дождутся своей очереди на разгрузку.
Кроме того, поставщикам не нужно думать о бухгалтерском учете, создании ЭЦП, подключении ЭДО, возвратах и хранении товаров. Крупные фулфилмент-операторы, как правило, располагают собственными складами категории А.
Таким образом, работать с маркетплейсами, действительно, проще и удобнее через фулфилмент-операторов. Они не только проконтролируют весь путь товара с момента его получения от поставщика до передачи клиенту, но и сэкономят самый ценный по нашей жизни ресурс - время.