Найти тему

Откуда берется детская вседозволенность или почему дети манипулируют взрослыми

То, о чем я сейчас расскажу, не является единственно возможным сценарием. Есть и другие. Но данный сценарий развития отношений между родителями и детьми на столько частый, что достоин и внимания и пристального рассмотрения.

Большинство из нас, людей моего поколения, воспитывались очень жестко. Редко кого родители спрашивали, хочет ли он/она ходить в музыкальную школу. Мало кому разрешали прогулять обычную школу без уважительной причины. Многих из нас ограничивали очень жесткими рамками и правилами. Причем мы сами в наши 5-10-14 лет видели неразумность этих правил, но не могли сказать родителям даже полслова критики. Критика от нас нашими родителями не принималась ни в каком виде. Вспомните расхожие фразы нашего детства: «Яйца курицу не учат», «Тебя никто не спрашивает».

Более того, не всех, конечно, но очень многих, даже большинство из нас довольно жестко наказывали. Это были и телесные наказания, и молчание («…тогда я не буду с тобой разговаривать»), и крик (буквально ор), и бесконечные нравоучения, обвинения и пристыживания. И далеко не всегда эти наказания были соразмеримы с провинностью.

Для чего все это было? Ну конечно же, для того, чтобы «сделать из тебя человека!» То есть, чтобы мы выросли приличными, порядочными и образованными людьми.

К чему это все привело? Почти все из нас выросли.

При этом чьи-то родители, направляя своих детей, угадали комфортное направление деятельности. Этим людям проще. Они вполне довольны результатом и свято верят, что данная модель воспитания правильна и приводит к хорошим результатам. Такие люди встречаются редко, и проблем с детьми у них особо нет (есть ли проблемы у самих детей – вопрос, но сейчас не об этом).

Большинство же из нас выросли фрустрированными, не понимающими чего они хотят, не видящими своих целей, не понимающими своих желаний, нуждающимися во внешней опоре. Кстати, дело не только в родителях, детский сад и школа, тоже приложили «руку» к данному результату.

И вот тут начинается история уже про наших детей.

Мы, воспитанные нашими родителями, реально на практике знаем только одну модель воспитания. При этом мы прекрасно понимаем, что эта модель воспитания далека от идеала и работает плохо. Но других моделей в нашем пространстве, в нашем сознании НЕТ! Да, мы читаем книжки по воспитанию и по детской психологии, но из этого получаются какие-то заплатки и примочки к тому на чем мы росли.

Причем если наши родители были на 100% уверены в своей правоте, воспитывая нас, мы, признавая результат этого воспитания неудовлетворительным, при воспитывая своих детей, совершенно не уверены ни в себе, ни в своей воспитательной концепции.

Да и информация в книгах по воспитанию детей и детской психологии бывает прямо-таки противоречивая. Это привносит дополнительный хаос в наше мировоззрение.

В результате получается, что воспитывая детей, мы сами совершенно не уверены в себе. Мы постоянно сомневаемся в своей правоте. Вплоть до того, что мы бываем совершенно непоследовательны. Сначала запрещаем, потом разрешаем. Сначала требуем что-то, потом вдруг перестаем требовать…

Что же при этом происходит с нашими детьми?

Дети гораздо более чуткие, нежели взрослые. Дети великолепно считывают все наши невербальные посылы. Они прекрасно считывают нашу неуверенность. Они прекрасно понимают, что если мама не уверена в своей правоте, когда требует собрать игрушки, значит можно заныть и дожать маму и мама отступит и соберет игрушки сама. И так во всем.

В результате дети из «ангелочков» довольно быстро превращаются в «маленьких монстриков», которые держат в ежовых рукавицах всю семью, хамят, ленятся, плохо учатся и зависают в гаджетах.

Картина не утешительная. Но выход есть.

Попробуйте разобраться в следующих вопросах (в идеале подробно пропишите на бумаге):

· Какую цель преследует ваша воспитательная концепция? Что именно Вы (лично Вы, а не ваши родители/социум/учителя) хотите получить «на выходе»? Какими свойствами, качествами, способностями должен обладать ребенок в результате воспитания?

· Какие методы и инструменты пригодны для того, чтобы достичь обозначенных в предыдущем пункте результатов?

· Оцените, на сколько Вы последовательны в применении этих конкретных методов и инструментов. Повысьте свою последовательность в тех ситуациях, в которых замечаете свою непоследовательность.

Ответы на эти вопросы. Если у Вас получится достаточно четко разобраться в них, расписать их, это вернет Вам уверенность в себе и в своей собственной воспитательной концепции. А следовательно и легкость взаимодействия с детьми.

Если Вам понадобится помощь, обращайтесь! Записывайтесь на консультацию в комментариях под этим постом или пишите в личные сообщения.

Будьте счастливы! Пусть общение с детьми приносит Вам как можно больше радости!