Фотоматериалы со станции Рошаль я уже публиковала. Поделюсь постом, подготовленным о линии Черусти-Рошаль для группы МЦК о краткой истории этого ответвления. Будет много букв. :)))
Сегодня мы поговорим о линии Черусти — Рошаль, расположенной в Шатурском районе пятидесятого региона. Протянулась она на 17 км, а, если учитывать участок до территории предприятия «Аметист», то общая ее длина составит 20 км.
Традиционное «что, где, когда, почему и зачем» мы рассмотрим в сегодняшнем материале. История этой линии тесно связана с городом Рошаль, что, впрочем, неудивительно: железные дороги - вещь такая, неотделимая от мест, по которым она проходит долгое время. Территория города до 1914 года представляла собой местность без населения, но с болотами, известную под названием Крестов Брод.В вышеупомянутом году здесь начали строить пороховой завод: наша страна принимала активное участие в Первой мировой войне, где без пороха и делать было нечего. Разумеется, завод был построен достаточно оперативно, а возникший при нем поселок получил незамысловатое название Пороховой Завод, однако, несколько лет спустя был назван в погибшего в бою честь руководителя революционных матросов Кронштадта Семёна Григорьевича Рошаля.
Разумеется, на завод нужно был доставлять все необходимое, и для этого построили линию от станции примыкания Черусти-2, которой мы рассказывали в прошлом материале о линии Черусти-Уршель. Точная дата постройки осталась секретом истории, но есть предположения, что это 1915-16 годы. За пару лет до начала Великой Отечественной войны, в Рошале открыли химико-технологический колледж (обучать кадры - дело полезное!), а в 1940 году обрел статус города.
Сама линия Черусти-Рошаль всю свою историю была собственностью Рошальскому химзаводу, обретшему со времен и новые территории (да так, что до иных цехов приходилось добираться по небольшой линии шириной 750 мм), и статус комбината. До середины прошлого столетия именно она не только помогала доставлять сырье на завод, но и связывала находившийся в отдалении от основных видов транспорта город с внешним миром. Разумеется, пассажирское движение было и сохранялось до середины 90-х годов двадцатого века, сохранившись на некоторое время даже с появлением автодороги Шатура-Рошаль. Говорят, там под конец было две пары пассажирских поездов в сутки - чуть меньше, чем на линии Черусти-Уршель. На станции Рошаль для пассажирского поезда (один вагон и тепловоз ТГМ4) была сделана короткая высокая платформа. Автодорога из Рошаля в Черусти добила пассажирское движение на этой локации.
На этой линии было три станции: уже знакомая по прошлому рассказу станция примыкания Черусти-2, что примерно в километре от одноименной станции главного хода в Черустях, 8 километр (Пустоша) и Рошаль. Некогда 8 км имел полноценное путевое развитие, а в ее близи располагалось одноуровневое пересечение с линией узкоколейной железной дороги Шатурского транспортного управления.
Грузовое движение на линии по-прежнему сохранено: периодически ТГМ4 доставляет вагоны со всем необходимым для рошальских предприятий, работающих сейчас на месте химкомбината.
Не переключайтесь: уверены, что мы найдем в тех местах (и не только!) еще много интересного!
Другие истории железнодорожья на востоке области:
- Станция примыкания Черусти-2: немного истории и фотографии от 02.08.2020
- Фотопрогулка от станции Черусти до знака "Горьковская жд", 27.09.2020.
- Зимний заезд на ГЖД, ст. Муром-1, 30.01.2021