Найти тему
КОПИКУПИ

Для чего человеку жертвовать? Часть I

Оглавление

Часто слышу от людей, что, когда получаешь деньги, нужно в первую очередь задуматься о себе, отложить часть на какие-то личные покупки или вложить в дело, чтобы деньги работали на хозяина. Я же обычно предлагаю в первую очередь часть денег пожертвовать тем, кому они нужнее. Изложу свои соображения.

Первое

На мой взгляд, каждый человек обязан (под диктатурой совести) способствовать улучшению мира. Если не может взять на себя активную позицию в решении какой-либо общественно-значимой задачи, значит, ему придётся поддерживать тех, кто умеет и берётся её решать. Например, возьмём проблему алкоголизма и культурного пития. Очень многие хотят, чтобы она была решена, и довольно много людей «вроде бы» встали на позицию трезвости… но действительно ли они встали на эту позицию? Мало не пить самим и понимать вред алкоголя, нужно ещё кое-что осознавать.

Существует много сообществ, которые ведут активную пропаганду трезвости, почти все они финансируются через пожертвования неравнодушных граждан. Что будет, если эти пожертвования недостаточно крупные? Задайте этот простой вопрос сами себе и пофантазируйте. Например, не хватило пары тысяч рублей, чтобы вашего родственника не сбил пьяный водитель — силы активистов не хватило, чтобы отучить этого водителя пить. Эта пара тысяч могла бы спасти ещё одного мальчика от попадания в детский дом после принудительного удаления его от пьющих родителей. Где-то чиновник мог бы принять более взвешенное управленческое решение, не замутнённое алкогольным туманом, но он его не примет, потому что вам было важнее купить себе что-то другое вместо того, чтобы добавить энергии трезвенническим движениям. Понятно, что ваша пассивность отразится затем на вас, но ведь и тут есть спасение - нужно будет во всём обвинить кого-нибудь другого: власть, алкогольные компании, телевизор и, конечно же, Глобального Предиктора, куда же без него :)

Затем вы заходите в социальные сети, листаете ленту, ставите «сердечки» антиалкогольным сообществам и комментируете: «Вот бы люди наконец одумались! Давайте, я с вами! Вы делаете благое дело! Спасибо». Но на «спасибо» и «сердечки» не купишь и не арендуешь аппаратуру для съёмок фильмов, не организуешь антиалкогольное мероприятие, не осветишь его в тех же социальных сетях, не сделаешь много другой работы в борьбе за трезвость. А вот употребляющие алкоголь люди щедро спонсируют алкогольную мафию, которой хватает и на фильмы, и на рекламу, и на подкуп медийных личностей — на всё. Стало быть, отказываясь вносить такие пожертвования во благо отрезвления народа, вы намеренно гробите страну, а это — государственная измена, потому что вы заранее знаете, что наносите вред отказом платить за трезвость. Вы заранее знаете, что идёт война, и невинно отводите глазки в сторонку. Трезвы ли вы сами в этом случае? Подумайте.

Отучать от алкоголя и табака профессионально большинство людей не в состоянии, учиться этому им некогда, и это логично, ведь каждый занимается «своим делом». Вы не обязаны учить трезвости, потому что вы не умеете, и это вполне нормально. Стало быть, выбора нет: вы обязаны платить тем, кто умеет это делать. В противном случае можно усмотреть в вашей логике элементы непорядочности и лицемерия. Слабым людям кажется, что сильным не нужна поддержка, а потом слабые жалуются: «Ну когда же мир станет лучше»?

Если теперь уйти от примера с трезвостью, то логика такова: вы не обязаны уметь напрямую улучшать мир в некоторых аспектах - для этого требуются навыки и возможности, которых у вас нет и не будет в силу объективных причин. Но в этом случае вы обязаны поддерживать тех, кто делает это, как будто делегируя им свою энергию, например, через деньги в форме пожертвований. При этом слово «обязаны» следует читать не как принуждение от меня лично или общества, а как требование своей совести. В противном случае ваше пожелание счастья этому миру — это лицемерие, лучше хотя бы не оглашать его явно, а наблюдать за катастрофой молча. Так честнее.

Второе

Иногда человек вынужден выходить из зоны собственного комфорта, длительное нахождение в которой может привести к деградации. Чтобы решить какую-либо задачу или проблему, приходится прилагать усилия, думать, совершать действия, которые совершать не хочется. Иными словами, ЖЕРТВОВАТЬ собственным (эмоциональным) комфортом. Человек лишает себя какого-то удовольствия в пользу благого дела (пусть даже для себя). Вот эта самая жертва абсолютно аналогична материальному пожертвованию, когда человек лишает себя материального блага в пользу чего-то полезного, чего он сам лично не смог бы сделать совсем, либо не смог бы сделать хорошо. Раз эти процессы аналогичны, то обычное материальное пожертвование может сильно продвинуть психику человека в решении личных проблем, связанных с необходимостью принести в жертву свой комфорт. Скупердяй, не считающий пожертвование благородным делом, имеет меньше шансов научиться преодолевать внутренние трудности, обусловленные пороками его психики, чем человек, имеющий свою стратегию материальной помощи людям. Даже если этот скупердяй для внешних эффектов разбрасывает миллиарды направо и налево, он тешит своё тщеславие и самолюбие, то есть делает это ради собственной выгоды.

Иными словами, жертвование учит отчуждать от себя то, что кажется вам «вашим», что доставляет эмоциональный комфорт. Ровно тот же процесс происходит при духовном росте человека, когда он намеренно отказывается от деградационных привязанностей через преодоления. В конце жизни спокойнее уходит тот, кто не привязан к материи. Это не значит, что богатому закрыт путь в рай, нет - ему просто сложнее туда войти. Но если он научился отдавать, жертвовать не только деньги, но и себя самого на благое дело, продвигаясь в духовном развитии, то в последнюю секунду сможет отпустить вообще всё, то есть он не привязан к своим богатствам, а использует их по назначению в качестве энергии творения в этом мире.

Ну и удачным дополнением этой мысли будет совет, который я слышал от многих богатых людей: хочешь стать богатым - научись отдавать.

Третье

Жизнь может обернуться не так, как хотел бы этого сам человек. Он мог бы стать поэтом или сантехником, но началась война — и его призвали в армию. Вместо реализации желаемого он вынужденно переориентировал свой творческий потенциал на защиту Родины. Что он сделал? ПОЖЕРТВОВАЛ своей мечтой, а может, и жизнью (в её биологическом смысле) ради других людей, на защиту которых бросил все свои силы. Принести такую жертву дано не каждому. И такой человек совершенно точно легко расстанется с материальным благом, если тому будет необходимость, раз он согласился расстаться с жизнью или хотя бы её важной частью. Материальные пожертвования хоть и выглядят чудовищно скромно по сравнению с жертвой воина, но всё-таки имеют ту же природу: человек отчуждает от себя что-то ПРОТИВ своего я-центризма В ПОЛЬЗУ других людей, то есть в сторону Бого-центризма. Раз природа этих процессов одна, простые материальные пожертвования учат человека и более сложным жертвам в пользу людей и во Имя Бога.

Четвёртое

Человек родился в мире, в котором «что-то идёт не так». Он вырос и понял это, захотел сделать мир лучше, хотя мечтал стать космонавтом и полететь на встречу с представителями Великого Кольца. Не получилось. Потребительское общество со всеми его многочисленными проблемами, порождаемыми самими же людьми совершенно осознанно и добровольно, не даст ему такой возможности. Либерально-рыночная система отношений, статистически неотличимая в своём проявлении от алгоритмики стадно-стайного поведения человекообразных обезьян, направлена на удовлетворение личных и биологически обусловленных хотелок больше, чем на конструктивное развитие цивилизации.

Наука не может развиваться отдельно от нравственности, по какой причине в условиях потребительского рабовладельческого капитализма никогда не будет изобретено способа преодоления огромных пространств, позволяющих полететь человеку хоть немного дальше пределов Солнечной Системы. Наш герой это понимает и вместо осуществления несбыточной мечты о дальних странствиях и открытиях начинает искать способы донесения до людей неправильности их образа жизни, попутно предлагая альтернативу. Да, мне известно, что зачастую такой человек изобретает ложную концепцию и, оставаясь в рамках я-центризма, проповедует НЕ то, что помогло бы людям стать лучше, а то, что позволило бы этому человеку остаться в условиях личного эмоционального комфорта, в котором нет места видимой им глупости других людей. Он вынуждает людей делать не то, что НАДО делать, а то, что ПО ЕГО МНЕНИЮ им надо делать, а это может быть ничем не лучше тупого потребительства.

Но давайте говорить о другом герое, который понимает сказанное и старается искренне помогать людям стать лучше, праведнее, вырасти до осознания пагубности сложившейся системы ценностей и отношений между ними, научиться Бого-центричной модели поведения. Что на самом деле делает наш герой? Он жертвует своей жизнью и отдаёт её не своему удовольствию в условиях, в которых с таким мощным умом он мог бы добиться ВСЕГО ВООБЩЕ, а отдаёт эту жизнь людям и служению Богу. Он постепенно обучается жить без излишеств, отдавать больше, чем получает, безвозмездно совершать хорошие поступки, учить других и помогать им иными способами, не требуя ничего взамен. Это, на мой взгляд, самая мощная жертва, на которую может быть способен человек. И это четвёртая в моём списке польза пожертвований, с которых и начинается понимание этих достаточно глубоких связей.

Как жертвовать? Моя схема

Я говорю сейчас о ситуации, когда перед вами стоит задача: вы хотите пожертвовать кому-то деньги, но не знаете, сколько выбрать. Начинайте отсчитывать: 100, 200, 300 рублей и дальше до тех пор, пока вас не начнёт, что называется, душить жаба. У вас возникает мысль: «Нет, этому проекту / человеку я больше давать не могу или не хочу». Вот как только жаба начала душить, скажем, на отметке 800 рублей, добавьте ещё немного — и это будет правильное количество. Почему?

На мой взгляд, реальная жертва должна быть неотделима от преодоления. Что такое преодоление? Представьте, что вы можете отжаться от пола 50 раз, тогда преодолением будет 51-е отжимание. Если вы не преодолеваете себя хотя бы иногда в ходе физических тренировок, то они становятся менее полезными, вы не отрабатываете свой потенциал, и более того, вы не совершаете волевое усилие. Когда в жизни вам понадобится всплеск воли для решения какой-то задачи, её у вас не будет, потому что не тренировали.

Так же и жертва начинает играть для вас положительную роль, когда ВЫ совершаете усилие для отказа от того, что вам нужно, в пользу человека, которому это нужно ещё больше или кто помог вам стать лучше. Вы хотите, чтобы он имел возможность помогать и другим, за что его и спонсируете. Вы можете делать пожертвования и меньше, но тогда пользы для вас лично будет тоже меньше — 51-е отжимание не будет сделано. Следовательно, вся та польза, о которой сказано выше, будет доступна вам в значительно меньшей степени, чем могла бы.

Аналогичный приём можно использовать для того, чтобы определить размер ежемесячных пожертвований. Берёте свою зарплату и начинаете считать: 1%, 2%… и так далее. Когда начинает душит жаба, добавляете ещё процент — и хватит.

И главное правило: даже когда самому есть нечего, пожертвование должно быть сделано в любом случае. Поэтому лучше всего, когда получили зарплату, всё-таки сразу отложить часть на благотворительность.

Конечно, это не всё, что я хотел сказать по теме. Будет интерес — будет и продолжение. Задавайте вопросы в комментариях, ответы могут войти во вторую часть.