Найти в Дзене
Дмитрий Платонов

...довлеет дневи злоба его...

Читаю дневники Чуковского. Так как они довольно большие, читаю уже почти месяц. Видимо поэтому во мне постоянно присутствует, сгущается атмосфера тех лет. И накладывается на те воспоминания, которые я читал раньше: дневники Тарковского, дневники Якова Друскина, Дедкова, дневники Лидии Корнеевны Чуковской и её записки об Анне Ахматовой, да бог знает сколько ещё. И вот сейчас это всё сформировало очень отчётливую картину существования относительно немногих талантливых, думающих, порядочных людей, смеющих выделяться над гнусным серым уровнем основной массы, среди огромного болота агрессивной остервенелой пошлости и черносотенной мертвечины. Вся она, эта злобная мертвечина, сидит на различных начальственных постах, вся она не может создать что-то хоть на йоту живое, но глумливо, мстительно и садистски давит и давит каждый крохотный росток талантливости и непохожести, стоит ему только показаться над поверхностью всей этой зловонной грязи.

Вы спросите: а как же тогда удалось тем немногим, о которых я говорю, выжить и всё-таки создать то, что они создать сумели? Ну, во-первых, создали они ничтожно мало в сравнении с их способностями (а сколькие так и не смогли, а мы о них так и не узнали?). А, во-вторых, и в-главных – всё это чудище (…обло, стозевно… и т.д.), оно же ничего толком не умеет. Оно же тупое и неповоротливое. У него же только сила и есть. Известно ведь – чего не надо, если она есть. Поэтому тем немногим, о которых я говорю, слегка повезло, и их только потоптали маленько, стреляли куда угодно и ранили (а надо было – в голову), но не сумели убить (хотя многих всё же сумели).

Эта же причина даёт надежду нынешним немногим выстоять, уцелеть и всё же создать хоть что-нибудь. Они, - давители - по-прежнему столь же злобны, они по-прежнему сидят на всех начальственных местах и по-прежнему готовы давить, травить и душить. Но они так же тупы (хотя сами о себе они, разумеется, наивысшего мнения), так же неповоротливы и также в первую голову заняты склоками и грызнёй между собой.

Поэтому шанс, хоть и маленький, всё-таки есть. А когда он в этой стране был больше?..