Игра в шахматы традиционно считается занятием для интеллектуалов. Шахматы не только имеют сложные правила поведения фигур на шахматной доске, но и требуют от играющего умения просчитывать комбинации фигур, предвидеть ходы противника и разрабатывать ответные действия. Выигрыш напрямую зависит от когнитивных возможностей человека, и немало исследований указывают на связь между игрой в шахматы и развитым мышлением. Но помогает ли игра совершенствовать умственные способности, в частности, математические? В 2015 году ученые провели исследование , чтобы ответить на этот вопрос.
В исследовании приняли участие 560 школьников 8-11 лет 8 школ северной Италии. Испытуемые были поделены на две группы: первая группа прошла 10-15 часов занятий шахматами, а вторая группа в это время принимала участие в обычных школьных занятиях. Обучение шахматам велось по программе, разработанной инструкторами Итальянской федерации шахмат. Кроме того, каждому ученику было предоставлено онлайн приложение, с помощью которого можно было изучать игру в любое время. Занятия проводились по 1-2 часа в неделю.
До эксперимента и после его окончания все участники были протестированы. Были проанализированы их способности по решению математических задач разного уровня сложности. Также были оценены их умения в шахматах. Между первым и вторым этапом тестирования прошло 3 месяца.
Анализ полученных данных показал рост уровня математических способностей учеников первой группы. Была обнаружена положительная связь между достигнутым уровнем умений в игре и математическими способностями. У участников второй группы улучшений в математических способностях обнаружено не было.
Ученые объяснили такой результат тем, что игра в шахматы позволяет «материализовать» некоторые абстрактные математические концепции, что помогает детям с большей легкостью оперировать математическими элементами и лучше справляться с решением задач. В дополнение, в игре нет места случайности; все, что происходит на шахматной доске, происходит по вине или благодаря умениям играющих. Проигрыш партии – следствие только твоих действий. Это заставляет задуматься о своих собственных способностях и дает дополнительную мотивацию к самосовершенствованию. Желание победить противника затягивает в игру, которая стимулирует дальнейшее развитие разума.
Игра в шахматы требует устойчивого внимания, развитого логического мышления, способности планировать и предвидеть последствия действий на несколько ходов вперед. Чтобы быть хорошим игроком в шахматы, нужна определенная точность в восприятии предоставленной информации, способность сконцентрироваться и отсеять лишние раздражители, и затем построить план своих действий, внося в него изменения по ходу игры. Эти же функции когнитивной сферы задействуются при решении математических задач.
Данная связь раскрывает новые возможности для развития способностей школьников. Вовлечение детей в шахматы позволит подстегнуть их когнитивную сферу, при этом не требуя от них тяжелых усилий. Регулярная умственная практика в игровом режиме позволит детям не только лучше справляться с заданиями по математике, но и приведет к развитию мышления в целом. Таким образом, занятия шахматами – даже недолгий курс – могут быть полезным инструментом в развитии математических способностей детей.