Найти тему

Трудности 2020 года, которые открыли педагогам новые возможности

Пушной зверь – дистанционка

По большому счету, то, что происходило у нас под названием «дистанционное» или «удаленное» обучение, таковым, на самом деле не являлось.

В условиях сложной эпидемиологической обстановки, общего непонимания, что делать и куда бежать, наши учителя оказались брошены на произвол судьбы.

Нет, распоряжений сверху хватало, даже слишком. Приказы, распоряжения, утверждения – все это сыпалось на наших педагогов, как из рога изобилия. Вопрос был в другом – как все это должно было выполняться? Прозвучала команда – уходим на удаленку. Как? Каким образом? Что делать с учениками? С их нервными родителями?

Во многих случаях вся дистанционка сводилась к тому, что учитель сбрасывал задание в Word на электронную почту, дети выполняли, фотографировали тетради и отправляли учителю либо в WhatsApp, Viber или на электронный ящик.

А что, можно было по-другому?

Переподготовка учителей

-2

На помощь учителям пришли крупные образовательные платформы. Сервис Uchu.Online постарался собрать в одном месте все образовательные сервисы – Я.Учебник (Я.Класс и Я.Учитель), Skyeng, Учи.ру, Moodle и многие другие. Есть сервисы, которые предлагают курсы повышения квалификации учителей дистанционно. Например, вот такой курс, где можно обучиться работе с программой Moodle.

Обучение на этом курсе дается легко, благодаря хорошим учебным материалам и профессиональным преподавателям. Так как это дистанционная форма, можно совмещать с работой или параллельным обучением.

С помощью цифровых инструментов учитель мог проводить видеоконференции, записывать видеолекции, проводить онлайн-опросы, пользоваться электронными рабочими тетрадями и многое другое. Конечно, хотелось бы, чтобы это происходило в более спокойной обстановке, но, увы, пандемия внесла свои коррективы и пинком отправила наши школы на следующую ступень развития.

Еще один важный момент – учителя теперь могут сами создавать качественный контент. Для чего это нужно? Ведь контента полным-полно в Сети. Но в большинстве случаев, он носит развлекательный характер, и переключиться ребенку с веселых «видосиков» на урок по математике достаточно сложно. Одна из проблем дистанционного образования – это как раз то, что такой вид обучения рассчитан все-таки в большинстве случаев на мотивированных учеников. Тех, кто готов сидеть и внимательно слушать учителя, на тех, кого не расслабляет домашняя обстановка. Поверьте, таких учеников не так уж и много. А как же остальные? Как завладеть их вниманием? Именно для этого учителю необходимо создавать качественный, обучающий и интересный контент.

Современный учитель – это учитель, который «в тренде». Педагог должен видеть и понимать, что его дети делают в соцсетях. Тот же самый Tic-Toc, Likee и др. Речь идет не только о безопасности ребенка, но и том, чтобы научить ребенка вести себя правильно в соцсетях (как у классика – никогда не разговаривайте с незнакомцами!), использовать интернет не только в развлекательных целях, где-то даже прививать им чувство прекрасного. Можно и нужно пробовать противопоставлять «интернет-жвачке» что-то действительно интересное и полезное. Поэтому учитель должен очень хорошо ориентироваться в дебрях интернета. Опять же – авторитет учителя, который «рубит фишку», повышается в глазах ребенка.

Грустные итоги

-3

Наша система образования оказалась не готова к такому гиперпрыжку через интернет-пространство. Подкачала, прежде всего, техническая сторона дела.

Скорость интернета не всегда была достаточно хорошей, с завидной регулярностью все падало, зависало и не подгружалось. Мало того, не везде есть проводной интернет и не везде ловит мобильная связь. Вспомните школьника, который залезал на березу, чтобы отправить домашнее задание. Не во всех семьях было достаточно устройств, для выхода в интернет. Учитывая то, что многие родители ушли на удаленную работу, за ноутбук или компьютер выстраивалась очередь. А представьте, если семья многодетная? И уроки идут в разное время у всех? Сами образовательные сайты из-за наплыва посетителей, могли «упасть» в самый неподходящий момент.

Потерялась эмоциональная составляющая урока, связь учитель – ученик. Учитель не всегда может проконтролировать, чем занимается ребенок по ту сторону экрана (про мотивированных учеников мы уж писали выше). Теряется момент социализации, воспитания. Вести групповые занятия возможно, только если группа не более десяти человек. А в классе как минимум 25 учеников и больше.

Работы у педагога меньше не стало. Скорее, ее стало больше. Поток указаний сверху, бесконечные проверки, планы, отчеты, рассылка учебного материала, проверка домашних работ, а еще нужно было выдержать бесконечный поток жалоб со стороны родителей.

Что-то пошло не так, когда сферу образования переименовали в сферу оказания услуг. Учителя (одна из самых человечных профессий) приравняли к обслуживающему персоналу. Эта профессия утрачивает свое достоинство, к чему это приведет, даже страшно думать. Дистанционка ясно показала нам, что учителя никто и ничто заменить не сможет.