Найти тему

Почему 90-е - это лучшее время для русского рока

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня поговорим о таком неоднозначном явлении, как русский рок. Кто-то его обожает, кто-то высмеивает, кто-то ругает. Но мало кого он оставляет равнодушным. В наше дни рок-культура находится в глубоком упадке. Мастодонты умерли или состарились, а на смену им никто не пришёл. Однако так было не всегда. На 90-е годы прошлого века пришёлся рассвет отечественной рок-музыки. Почти все рок-хиты, которые знают массы родом именно оттуда. Почему и как так получилось, поговорим в этой статье. Поехали!

Владимир Шахрин (Чайф) и Гарик Сукачёв (Неприкасаемые)
Владимир Шахрин (Чайф) и Гарик Сукачёв (Неприкасаемые)

1. Пропало давление государства

Первая, но не главная причина. Сейчас многие рокеры любят преувеличивать "гнёт красной системы", рассказывая небылицы о притеснениях себя любимых. Однако отрицать того, что в СССР была определенная цензура, невозможно. Действительно, тогда ты мог либо влиться в конъюнктуру, быть согласным литовать тексты итд. Таким путём, к примеру, шла группа Секрет. Либо второй вариант - жестко противопоставлять себя гос-ву, нарываясь на неприятности, как делали Летов и Кинчев. Но и то и другое накладывало ограничения на творчество и сужало его диапазон. С развалом Советского Союза "стало можно всё", и кто смог этим "всё" грамотно воспользоваться, тот и стал легендой.

2. Рок умер. Да здравствует Рок.

После развала СССР рок-музыка стремительно теряла актуальность. На авансцену вышли новые герои из лагеря попсы. Поэтому рокерам пришлось не номинально работать в кочегарках, а неплохо так вкалывать, зарабатывая на жизнь. Творчеством приходилось заниматься параллельно с основной работой. Но в этом был и плюс. Они могли делать всё, что захотят, ни от кого не зависеть, и творить так, как душа лежит. Отчитываться было не перед кем, денег музыка особо не приносила, поэтому и делалось всё от души.

Сергей Галанин (СерьГа)
Сергей Галанин (СерьГа)

3. Доступ к медиа-ресурсам

В 90-е тех рокеров, что не сгинули в небытие, можно было часто услышать на радио и увидеть на тв. Причем, в прайм-тайм. А главное, показать могли практически любой клип, цензура была чисто номинальной из серии "расчлененку и порнуху не показывайте, остальное сойдет". Поэтому все те эксперименты и идеи, которые вынашивали рок-группы, они худо-бедно могли донести до слушателя.

4. Еще не пришла эпоха форматов

Музыкальные медиа в 90-е еще только вставали на ноги, поэтому они пока не успели погрязнуть в различных рамках, форматах и ограничениях. Творческая свобода была не только у музыкантов, но и у тех, кто их продвигал в массы.

5. Протестная риторика сошла на нет, пришлось "говорить" о чём-то другом

Максим Покровский (Ногу Свело!)
Максим Покровский (Ногу Свело!)

В 80-е все было понятно. Был Летов, который "всегда будет против", был Цой, требовавший перемен, была бунтующая Алиса. Но кому это было нужно после развала страны? Против чего было протестовать на свежих руинах? И казалось бы, про что теперь петь? Но рок оказался очень многогранным тематически. На передний план вышли группы, которые пели о чем-то земном и бытовом, как Сектор Газа. Стали известными группы с различными философскими мотивами, вроде Неприкасаемых. Слегка привстал из могилы метал в лице Арии. Так же народу нужен был хоть какой-то позитив. Эту нишу заполнил Сергей Галанин. Вчерашние голоса протеста так же не остались в стороне. Та же Алиса стала петь песни на нейтральную тематику, в том числе и об окружающем мире. Трасса Е95 и Дождь - это одни из лучших вещей Кинчева, они до сих пор создают атмосферу. Смогло раскрыться много условно экспериментальных групп: таких, как Чайф, Черный обелиск, Король и Шут, Михей и Джуманджи итд, в которых и музыка и исполнители не были похожи ни на кого, а обладали индивидуальным стилем и цельными образами. Всё, что сидело в глубинах рокерских душ, получило возможность выйти наружу.

Владимир Лобанов и Юрий Клинских (Сектор Газа)
Владимир Лобанов и Юрий Клинских (Сектор Газа)

6. Отсутствие тотальной коммерциализации

В 90-е рокеры во многом остались предоставлены сами себе, мол выживайте, как можете. Вот они и смогли. Даже те, кто прибился к различным лейблам, смогли выторговать себе относительную (как Ария) или практически полную (как Сектор Газа) творческую свободу. Сейчас такого представить просто невозможно. Ты либо в тисках продюсера, либо сам по себе, но "правила сообщества" нарушать не смей. Поэтому сейчас рок-группы стали похожи одна на другую, никакой индивидуальности.

Подытожив, можно сказать, что 90-е были тем временем, когда музыкант мог заниматься именно творчеством. Не раскруткой, не сшибанием просмотров, не заколачиванием бабла. Тогда никому не надо было угождать публике, публика сама тянулась к искреннему творчеству. Со временем всё это было потеряно в бездне коммерциализации, форматов, табу и запретов. Поэтому новых откровений сегодня ждать не стоит. Новых легенд в обозримом будущем, увы, не будет.

И напоследок добавлю видео, составленное из фотографий деревни, в которой в проводил лето. Посмотрите, как музыка создаёт атмосферу обычному примитивному набору фотографий.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Если вам понравилось, ставьте лайки и подписывайтесь на канал, а впереди еще много интересного!