Режиссер Юрий Мороз замахнулся на двухтомный роман-эпопею Вячеслав Шишкова «Угрюм-река». Роман сложный, многогранный. Его даже нашим ответом Атланту, что плечи расправил, от Айн Рэнд зовут: мол, и там и там показана деградация личности под влиянием неуемной жажды наживы.
Хотя сравнение Прохора Громова и Айн Рэнд Джона Голта — занятие несколько странное и за смыслы притянутое, а вот сравнить роковую женщину Анфису Козыреву в интерпретации 1968 и 2021 годов прямо так и просится.
Роль Анфисы довольно-таки схематична: роковая женщина, которая пытается своей красотой себя с лихвой обеспечить, да только все у нее идет не так. Она красива, но совсем не умна, и в итоге случается то, что случается.
Не будем спойлерить: вдруг кто не знает, чем там история с Анфисой закончится.
Так что, чтобы сыграть Анфису, надо изобразить красивую, жадную и глупую бабенку, которая ко всему прочему еще и несчастна и посему страдает. Так как Анфиса еще и основной двигатель сюжета в первой части эпопеи, то появляется она на экране часто и должна прямо под дых бить зрителя своей красотой. А то как-то непонятно, из-за чего весь сыр-бор разгорелся.
И Чурсина, и Пересильд красивы, но каждая по-своему. Чурсина молода и красива аристократической, утонченной красотой, а 36-летняя Пересильд уже успела слегка подправить лицо под нынешние стандарты прекрасного. И пусть последнее заметит лишь въедливый и, чего уж там, самый чуток завистливый женский взгляд, но впечатление от роли все равно портится.
Ну не могло быть у Анфисы в конце XIX века гиалуроновых губ и ботоксного лба! Не говоря уж о филерах.
При этом ближе к книге играет все же Пересильд. Ее Анфиса не роковая страдающая красавица с глубокими и противоречивыми чувствами. Это заплутавшая по жизни глупая вульгарная бабенка, которая считает себя очень хитрой и умной. Пересильд с этой ролью справилась прекрасно.
Людмила же Чурсина чуть ли Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского играет, хотя у Шишкова накал страстей философским градусом намного ниже, да и герои куда как проще.
Из-за слишком уж утонченной и аристократичной Анфисы в исполнении Чурсиной исчезает прописанное автором «Угрюм-реки» противопоставление простой и хитрой бабенки и образованной барышни Нины Куприяновой, завидной невесты из богатой купеческой семьи.
Про вегетарианство, кстати, это не Мороз или авторы сценария на злобу дня пошутили. У Шишкова в книге этот диалог и на самом деле есть:
А без противопоставления Нини и Анфисы теряется тщательно продуманная целостность произведения Шишкова. Повествование распадается на части и история Анфисы разделяет его, а не становится связующим звеном.
Еще бы хотелось заметить, что современная актерская школа все же намного реалистичнее, чем актерская игра тех времен. Слишком многое тогда брали от эстетики немого кино, из-за чего некоторые драматические сцены из фильма 1968 года сегодня кажутся чересчур наигранными, до полной нелепости.