Всё остальное, касающееся вопросов фантастики в кино, лежит здесь:
В этой статье мы снова возвращаемся к хаотичным выборкам. Общим у следующих фильмов остается только жанр. Всё, что в реальности не происходило, здесь объясняется с опорой на науку. То есть, допускает, что такое может произойти. Или предостерегает, что вот хорошо бы, чтобы не произошло.
1. «Дитя человеческое» (2006)
Довольно мрачное будущее (и совсем недалекое — 2027 год). В мире уже восемнадцать лет не рождаются дети. И всё закономерно-последовательно: массовая истерия, беспорядки, хаос, войска на улицах, комендантские часы, строгие меры, поголовная апатия населения с некоторыми исключениями в виде радикальных группировок со своим взглядом на проблемы и методами их решения.
И это трогательный фильм. Очень. Драма, которую переживает человечество, осознавшее близкий конец, здесь показана блестяще. И в нее периодически и, как ни странно, к месту влетает очень зрелищный экшен. А еще здесь персонаж Майкла Кейна рассказывает один из лучших анекдотов в кино. Потому что от безысходности и пошутить будет не лишним.
2. «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Нам придется оставить это здесь, даже если вы смотрели этот фильм дикое количество раз и готовы, тыкая в соответствующие эпизоды, отстаивать мысль, что вот нет, это реализм, а вся фантастика здесь на самом деле...
Давайте сделаем вид, что среди тех, кто читает статью, есть люди, которые не видели фильма. Даже если вы таких представить себе не можете. Мне вот иногда приходится удивлять собеседников, заявляя им, что я не смотрел «Эйс Вентуру». А они пытаются меня потрогать и спрашивают тех, кто поблизости: «Вы тоже его видите?».
Советский ученый изобретает машину времени, во время одного из пробных запусков которой меняются местами его сосед и Иван Грозный. Поскольку сосед и царь внешне отличаются не слишком сильно, в ближайшее время в учебниках истории ожидаются серьезные правки.
Да, в итоге мы записали «Ивана Васильевича» в наш растущий список хороших фантастических фильмов. Но если не упомянуть, что это одна из лучших народных комедий, потом будет стыдно. Представив, что вы фильма не видели, заявляем: это очень смешно — до колик, до перетруженной челюсти.
3. «Светлячок» (2002-2003)
Сейчас большинство знают Джосса Уидона по первым двум частям «Мстителей», причем первая — это один из лучших фильмов вселенной Marvel. Но не лучшая работа режиссера. Лучшая у него — это «Светлячок».
У этого сериала не самая завидная судьба. Запустив его в производство, на канале Fox не особо щедро вкладывались в съемки, отчего реквизит Уидону приходилось добывать разве что не на помойках. С рекламой было так же. Серии показывали в хаотичном порядке. А в разгар веселья «Светлячок» и вовсе закрыли по всем вышеуказанным причинам и из-за вытекающего отсюда низкого рейтинга.
А ведь это целая вселенная, не похожая ни на что и созданная с выдумкой. Это десяток совершенно роскошных персонажей, собравшихся в одном космическом корабле и взаимодействующих так, что искры летят. Это непредсказуемая история. История, от которой не оторваться.
Оторваться все-таки пришлось. Большие сюжетные пласты, которые можно было досочинять до чего-то удивительного, замерли. Позже Уидон все-таки нашел деньги и закруглил историю в полнометражной «Миссии „Серенити“» и даже сделал это очень неплохо, но явно пришлось очень много чего сворачивать и укорачивать, и, по всей видимости, именно поэтому результат выглядит, как не слишком оригинальное окончание сказки. И не впечатляет так, как сериал.
4. «Гандахар: Световые годы» (1987)
В пятой части нашей истории уже проходил мультфильм Рене Лалу «Дикая планета». Это его первый полный метр. А «Гандахар» — третий. И последний. Будь у Лалу больше денег, скорее всего его больное воображение успело бы нам нарисовать гораздо больше всякого умопомрачительного.
От первого мультфильма к последнему режиссер двигался, упрощая сюжет и усложняя картинку. В итоге «Гандахар» получился почти линейной историей о вторжении армии механических людей в мир человекообразных существ, живущих в гармонии с природой, и о попытках одного воина-разведчика выяснить, откуда на них эта напасть.
Линейность линейностью, но в сюжете то, чего вы не ждете, случится не раз и не два.
После просмотра остается только дивиться, каким образом Лалу удалось столько всего поместить в какие-то час двадцать. Каким-то образом умудрился — «Гандахар» у него вообще самый длинный.
5. «Собачье сердце» (1988)
Однажды у «Собачьего сердца» уже были сложности с определением — у нас он прошел вне списка в комедиях, поскольку фильм вроде как серьезный. Но это никому не мешало смеяться и мешать спать соседям.
По поводу его принадлежности к жанру фантастики тоже могут возникнуть вопросы. Как и к драме, к остросоциальному кино и так далее. Но у нас все-таки есть профессор, с благословения высших чинов ставящий научные эксперименты у себя дома и успешно пересаживающий гипофиз человека собаке. Успешно с технической точки зрения, само собой. Потому что с любой другой точки зрения какой тут успех? Смех, да и только. И проснувшиеся соседи.
6. «Заводной апельсин» (1971)
Неопределенное будущее. Молодой человек по имени Алекс обожает Бетховена, молоко и собираться с друзьями, чтобы кого-нибудь избить, изнасиловать и (или) ограбить. После того, как вторжение его банды в частные владения заканчивается смертью одного из жильцов, его ловят и отправляют в тюрьму. А потом ему предлагают поучаствовать в некоем научном эксперименте.
Очень мощная сатира Стэнли Кубрика на общество и государство. С сатирой он вообще был в ладах — те же «Доктор Стрейнджлав» и «Цельнометаллическая оболочка» здорово прогулялись по всякому военному. А здесь еще и первоисточник очень известный (другие упомянутые фильмы тоже сняты по книгам, но не таким нашумевшим) и едкий — книга Энтони Бёрджесса.
Автор оказался достаточно наблюдательным и восприимчивым товарищем — по тому, что он видел и отчего страдал, он прокатился катком. А Кубрик к этому добавил еще и впечатляющую постановку. Настолько впечатляющую, что фильм обругали в народе и в СМИ, сделали ему отличную кассу, дали кучу наград и теперь регулярно записывают во всякие топы.
7. «Воспоминания о будущем» (1995)
Роскошное двухчасовое аниме-альманах из трех очень разных по картинке и подаче историй.
Первая, «Магнетическая роза» — чистый триллер. Триллер в космосе, на заброшенном корабле, из которого группа рабочих услышала звуки. За сорок минут она пробирает до печенок, что этот ваш «Чужой».
Вторая, черная комедия «Бомба-вонючка», рассказывает о молодом человеке, который проглотил немножко не ту таблетку и пошел по своим делам, по дороге убивая людей.
Третья... Если вам что-нибудь говорит название Cannon Fodder, вам уже достаточно. Если нет, то третья новелла называется «Пушечное мясо» и представляет собой сатиру на войну и тоталитарный режим. В ней показано государство, в котором вечно идет война. Вечные стрельбы из огромных пушек в неизвестном направлении, обставленные как церемонии, на которые сбегается патриотично настроенный народ. Попадания во врага никто не видел, но все верят, что оно было. По телевизору вон сказали. А каждый нормальный ребенок мечтает стать командиром артиллерийского расчета.
8. «Враг мой» (1985)
Будущее. Земляне воюют за ресурсы с расой драков, человекоподобных рептилоидов. Во время космического боя на одну и ту же планету падают два подбитых звездолета. В одном — человек. В другом — драк.
Вроде бы всё незатейливо, и сюжет катится по рельсам. Повоевали — настало время узнать друг друга поближе, начать разговаривать и убедиться, что перед тобой и не враг вовсе. На деле всё оказывается значительно интереснее.
Во-первых, постановка. Планетка, на которой двум солдатам придется сосуществовать — это мрачное и антуражное местечко со своей флорой и фауной. А во-вторых, сюжет все-таки пару раз успеет повернуть туда, где должна была быть стенка. Нет, тут Голливуд, да, и интриги уровня «Бегущего по лезвию» не будет. Но от штампов голова у вас не разболится.
9. «Близкие контакты третьей степени» (1977)
Фильм Стивена Спилберга того периода, когда его акула уже успела проплыть вдоль берега, скушать несколько человек, напугать всех остальных и задать тренд на показы самых зрелищных фильмов в разгар лета, а его же динозавры примерно того же пока не сделали.
«Близкие контакты» не настолько зрелищные, как «Челюсти» и «Парк Юрского периода». И вообще за два с лишним часа происходит не особенно много событий.
В основном, показывают жителей разных местностей, ставших свидетелями деятельности инопланетян и реагирующих на это соответствующим, читай неестественным образом. Появляются люди, самолеты, корабли, до сих пор считавшиеся пропавшими без вести, в городе вырубается свет, потом врубается назад, а электрики разводят руками.
И это всё работает, как статическое электричество. Весь фильм им в нас тычут, заставляя подергиваться. Заряд при этом никуда не девается, копится, а к финалу... В общем, всё хорошо будет к финалу — от удара током никто не умрет, а удовольствия будет много.
10. «Экзистенция» (1999)
Дэвид Кроненберг у нас уже проходил. Свойственный ему стиль, мрачный с кровушкой и голым телом, очень хорошо уложился в том числе в фантастический жанр.
Параллели можно провести с его «Видеодромом», только там режиссер пугал нас плохим телевизором, а здесь — плохими компьютерными играми и виртуальной реальностью.
«Экзистенция» получилась несколько менее натуралистичной, чем «Видеодром» и «Муха», но самым впечатлительным все равно не рекомендуется. Биоразъемы в теле человека вам, может, и не испортят аппетит, зато, например, пистолет, целиком собранный из органики, и в качестве пуль стреляющий зубами... Краткого описания, думаю, достаточно.
***
В этот раз вне списка у нас ничего не проходит. Фантастика, которую сложно определить именно как фантастику или которую рука не поднимается вписывать в общий перечень по другой причине, но еще пуще не поднимается не упоминать вообще, пока закончилась. Остается только пожелать вам приятного просмотра. Особенно, если что-то из списка вас заинтересовало.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал и отмечайтесь лайками и комментариями. Фантастический список подходит к концу, но десяток-другой названий на вспомнить и посоветовать у нас еще остался.