Найти тему
Бизнес психология

Парадокс доступности информации

Когнитивная ошибка, приводящая к асимметрии при принятии решений. Однако, в отличие от ошибки выжившего, в данном случае к ложным выводам приводят внешние причины.

Парадокс доступности информации заключается в том, что мы склонны считать гораздо более вероятным то событие, о котором есть больше информации или сведения о котором более доступны.

Классическим примером использования данного парадокса является манипулирование общественным мнением через СМИ. Чем чаще встречается информация об оценке того или иного события, тем более “правдоподобной” эта оценка кажется. Так, например, исследования показывают, что большинство людей считает, что количество убийств больше, чем самоубийств. На самом деле статистика утверждает, что самоубийства встречаются в два раза чаще, однако, слышим мы о них гораздо реже.

Другим примером использования данного парадокса является реклама, основанная на большом числе “касаний” потенциального клиента. Не секрет, что всевозможные СМИ постоянно снабжают нас огромным количеством одной и той же рекламы и, чем больше, мы ее видим, тем лучше нам кажется рекламируемый товар. Порошок “Рекламайд” отстирывает пятна от соуса гораздо лучше порошка “Незнайд” уже потому, что мы чаще видим его упаковку на экране.

К сожалению, при принятии бизнес-решений парадокс доступности информации также может сыграть злую шутку уже с другой стороны. Мы можем посчитать идею достаточно заманчивой уже потому, что о ней говорят или, вы что-то слышали. Яркий тому пример наличие всевозможных финансовых пирамид или запуск проекта по подсказке “удачливого” коллеги.