Найти в Дзене

Большевики ли совершили Февральскую революцию

15 марта (2 по старому стилю) отречением Николая Второго завершилась Февральская революция

В советское время было общепринятым мнение, будто Февральскую революцию, свергнувшую российскую монархию, совершили большевики. У некоторых нынешних патриотов царской России она пользуется спросом и сегодня – только это ими, понятно, ставится большевикам не в великую заслугу, а в великое прегрешение: мол, разрушили большевики благоденствующую под скипетром Николая Второго державу.

Но соответствует ли истине утверждение о главной роли большевиков в Февральской революции?

Да, большевики, действительно, сделали чрезвычайно много для того, чтобы народ понял, что в его бедах и бедах России виновен царизм. Но после поражения революции 1905 года именно на них обрушилась вся мощь репрессивного аппарата. После начала Первой мировой войны пошла новая волна репрессий против сторонников Ленина, были арестованы даже большевики-депутаты Государственной Думы, пользовавшиеся неприкосновенностью. И все наиболее видные деятели партии находились либо в тюрьмах и ссылке, либо в эмиграции. В феврале 1917 года представителем Русского бюро ЦК в Петрограде тогда был А.Г. Шляпников, который роли организатора революции явно не соответствовал. Он сам в воспоминаниях признал, что в революционных событиях оказался не столько действующим лицом, сколько «содействующим».

Запредельная бездарность Николая Кровавого к этому времени сделалась столь очевидной, что вся Россия больше не хотела его терпеть. Глава Государственной Думы Родзянко «со страшной болью», по его собственным словам, телеграфировал командующему Северным фронтом генералу Рузскому: «Ненависть к династии достигла крайних пределов».

Страна бурлила. В январе-феврале в забастовках участвовали около 700 тысяч работников. 18 февраля (здесь и далее по старому стилю) в Петрограде началась забастовка Путиловских рабочих. 23 февраля 50 предприятий прекратили работу, целый день шли демонстрации, состоялась мощная демонстрация женщин-работниц. 24 февраля началась всеобщая забастовка с требованием «Долой царя!». 25-го рабочих поддержала рота Павловского полка…

Родзянко заявил, что «власть находится в параличе», и умолял императора пойти «на безотлагательное признание лица, которому может верить вся страна и которому будет поручено составить правительство, пользующееся доверием населения».

А что же царь? Он словно живёт на другой планете. Казалось, Родзянко сумел уговорить его создать «ответственное министерство». Николай решил объявить свою волю 22 февраля. Но вечером 21-го заявил, что передумал и уехал в Могилёв, в ставку. Родзянко продолжал настаивать. Царь пишет супруге: «Родзянко мне написал разный вздор, на который я не буду отвечать».

Императрица рекомендует мужу принять жёсткие меры: «Будь твёрд, покажи властную руку – вот, что надо русским. Дай им почувствовать твой кулак». Что-то, а такое Николай Кровавый всегда был готов предпринять. 25 февраля царь послал телеграмму командующему Петроградским военным округом генералу Хабалову: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки».

Потом, на допросе, Хабалов сказал: «Когда бунтовщики требовали хлеба, то дали хлеба, и кончено. Но когда на флагах надписи «Долой самодержавие и войну!», - какой же хлеб тут успокоит. Но, что делать, царь велит, стрелять надо». И стреляли. Были убиты около трёхсот человек и около полутора тысяч ранены. Но несколько сот штыков сколоченного Хабаловым карательного отряда, во главе которого был поставлен любимый нынешними «демократами» полковник Кутепов, к тому моменту были, по сути, единственной опорой царизма.

Сложившееся положение противник большевиков религиозный философ Николай Бердяев охарактеризовал так: «Монархию… никто не защищал, она не имела сторонников».

О том, до какой степени режим Николая Второго утратил поддержку в обществе, свидетельствует то, что отречения императора требовали отнюдь не только рабочие, солдаты и младшие офицеры. С аналогичным требованием выступили командующие Юго-Западным и Румынским фронтами генералы Брусилов и Сахаров. Поддержал их и наместник Кавказа, дядя царя, великий князь Николай.

27 февраля восстали солдаты Волынского полка, в тот же день к ним присоединились около 70 тысяч солдат Петроградского гарнизона. И к утру 28 февраля восставшие полностью контролировали столицу Российской Империи. На следующий день они взяли власть и в Москве.

И 2 марта царь отрёкся от престола. Падение Николая Кровавого приветствовала вся Россия. Левые силы. Крупные буржуазные партии. Большая часть офицерства. Объединённый комитет дворянских собраний. Даже некоторые члены царской семьи демонстративно дистанцировались от монарха. Вспоминают, что великий князь Кирилл Владимирович, например, появлялся на людях с красным бантом на мундире. Уже 8 марта Священный синод РПЦ отменил обязательное упоминание во время церковных служб имени помазанника Божьего и постановил «возносить моления о благоверном Временном правительстве».

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород