«Ты молодец! Прекрасная работа, я не сомневался, что ты справишься!»
Как было бы здорово, если бы подобные фразы мы слышали каждый день. К сожалению или к счастью, хвалят нас гораздо реже, чем критикуют.
Почему к счастью?
Потому что из критики можно извлечь пользу, она дает толчок к развитию, росту. Конечно, если вас критикуют обосновано.
Но для начала определите для себя — кто вас критикует?
Важно вам мнение этого человека или нет? Если это посторонний, то какое вам дело до его мнения? Даже не стоит расстраиваться.
Отделите эмоциональное от рационального.
Часто критика воспринимается как личное оскорбление. Но запомните: ваши действия — это не вы. Все люди ошибаются. Если вы слышите в свой адрес замечания в форме претензий, эмоциональных выпадов — игнорируйте форму. Обращайте внимание на суть критики, найдите рациональное зерно. Не «все плохо», а «как это исправить».
Важно не оправдываться и не защищаться, а задавать вопросы.
Спросите, в чем именно вы ошиблись, какое конкретно действие привело к сбою. В идеале запишите все замечания. Это покажет, что вы слышите собеседника и переключит его с эмоций на конструктивную критику.
Если вы видите, что критика обоснована — согласитесь с ней.
Не нужно без конца извиняться и принижать себя. Просто признайте ошибку: «Да, я виноват. Я исправлю здесь и здесь»
Нет смысла заниматься самобичеванием. Главное, понять и принять — ошибаясь, вы учитесь, получаете опыт. В следующий раз вы не допустите такую ошибку. И это еще один шаг к саморазвитию.
Что делать, если критика несправедлива?
Когда вы слышите необоснованную критику, не реагируйте сразу. Подумайте, какую цель преследует человек: возвыситься за счет вас, разозлить вас, задеть?
В любом случае сохраняйте спокойствие. Лучше всего пропустить мимо ушей все, что говорит недоброжелатель.
Существует простая техника: представьте, что вы за стеклянным барьером. Вы видите собеседника, но не слышите его.
Не надо спорить и доказывать свою правоту. Просто скажите: «Наверное вы не разобрались в этом вопросе». И вы не обязаны объяснять, в чем именно критик не прав.
Но иногда даже дельные замечания высказанные вежливым тоном задевают и расстраивают.
Потому что существует еще самый жесткий критик — вы сами.
Вы пытаетесь совершенствоваться и одновременно сомневаетесь в себе. Вы связываете собственную оценку себя с результатами одного дела. Не получилось что-то, значит — неудачник. Поэтому даже маленькое замечание в ваш адрес причиняет вам боль.
Причина такого восприятия — заниженная самооценка и завышенные требования к себе.
Вы будете воспринимать критику спокойнее, станете увереннее в себе, когда повысите свою самооценку.
А как это сделать вы узнаете в следующей статье. Подписывайтесь на канал, будет интересно!