Можно ли начать бизнес международного уровня из гаража? В России?
История компании «Трокот» расскажет, какие ошибки могут быть и как удалось основателям фирмы обойти подводные рифы, на которых разлетелось вдребезги немало бизнесов.
Эта история началась весной 2012 года. Действующий закон о запрете тонировки передних стекол автомобиля усложнил жизнь не только криминальным элементам, но и законопослушным гражданам.
Гражданам, желающим сделать салон не таким жарким, более комфортным, и не желающим демонстрировать всем и каждому содержимое салона.
Кто-то традиционно ругал власти, кто-то, смирившись, молча отдирал тонировку. А двое инициативных парней – Денис Трояновский и Игорь Коток – задумались: что можно предложить автомобилистам, чтобы и в рамках закона, и для удобства людей?
Решение было найдено: быстросъемные солнцезащитные экраны.
И вот первый подводный риф , который удалось обойти «двум капитанам». Несмотря на то, что производство развернули в гараже площадью 20 квадратов, несмотря на то, что работали вдвоем – акцент был сделан не на «дешево и сердито», а на «инновационно и качественно». Тщательно отбирались материалы. Кропотливо обдумывались и совершенствовались способы креплений. Именно тогда был придуман инновационный способ магнитных креплений, позволяющий мгновенно снимать и устанавливать экраны.
Перейти на официальный сайт ТРОКОТ
Такого не предлагала ни одна компания в мире! Клиенты были согласны ждать, чтобы получить «шторки на магнитах» - ведь, вкалывая за пятерых с утра до вечера, Денису и Игорю не удавалось сделать больше 25 комплектов защитных экранов в месяц.
Зерно успеха нужно было выращивать. На смену гаражу пришел полноценный цех, появились первые наемные сотрудники. Но курс на инновационность продукта выдерживался жестко. Еще одна новинка – да, дорогая и сложная в производстве, но придающая «шторкам» долговечность и привлекательный внешний вид – окантовка из специального полимера. «Два капитана» сознательно пошли на удорожание производства ради создания еще более удобного и качественного продукта.
Второй подводный риф - конкуренты. Не секрет, что успешную идею обязательно попытаются украсть. И уже в 2013 году на рынке появились «аналоги» шторок на магнитах – кустарно сляпанные, недорогие, далекие по качеству от оригинала. Настала пора дистанцироваться от непрошеных «подельников». Это было сделано изящно и просто: «шторки на магнитах» превратились в стильный и лаконичный бренд «Трокот». Название сложилось из трех первых букв фамилий основателей. Продукт был запатентован и торговая марка зарегистрирована. Корабль бизнеса получил достойное имя и на всех парусах понесся дальше, к новым горизонтам.
Новый, вдвое больший, цех, первые дилеры, первый офис розничных продаж – все это говорило о том, что курс держится верный. И здесь ой как велик был соблазн «почить на лаврах» и позволить бизнесу двигаться по накатанной. Это третий подводный риф , о который разбиваются многие бизнесы. Но законы делового мира неумолимы – кто не развивается, тот уходит на дно.
И наши капитаны делают новый маневр – поднимают производство на новый технологический уровень. Вместо ручного труда – первый робот для производства металлических рамок (основы «шторок»). Для сравнения – человек изготавливает пару рамок за 10 минут и может ошибиться. Робот не делает ошибок и делает пару рамок за 1 минуту. В 10 раз быстрее! И это только одно из технологических обновлений.
Тот, кто успешно проходит огонь и воду, часто пасует перед медными трубами – перед собственным успехом. Ах, как велик соблазн снизить себестоимость за счет более дешевых материалов, сэкономить на оборудовании, на дилерском вознаграждении, на юридических тонкостях… Зачем, дескать, все это? И так работаем неплохо.
Денис и Игорь не заканчивали Гарвардов, не получали МБА, но прекрасно поняли главное: безупречное качество, постоянные инновации и отлаженность бизнес-процессов – обязательные составляющие успешной компании.
За каждым новым горизонтом открываются другие, еще более притягательные. В 2015 г. компания выходит за границы российского рынка. Первые продажи в Казахстане, Белоруссии, Украине, Литве, Молдавии, Германии! Первое участие в международной выставке «Интеравто-2015»! А объемы производства – 2500 комплектов в месяц. В 100 раз больше, чем всего три года назад!
Неужели так-таки не было никаких сложностей – прищурится скептик. Ну, а как вы думаете, какая главная сложность в производстве достойного продукта?
Правильно. Достойные исходные материалы. Денис и Игорь под микроскопом изучали рынок на предмет нужных материалов. Беспощадно отбраковывали все, не соответствующее ими же установленным стандартам. Не раз приходили в отчаяние от невозможности приобрести нужное. Проявляли чудеса изобретательности в «доводке» тех или иных материалов и чудеса дипломатии в переговорах с поставщиками. Спорили до хрипоты о достоинствах и недостатках отдельных составляющих.
Но – и это еще один блестяще обойденный подводный риф – каждый раз они приходили к соглашению друг с другом. А ведь, сколько бизнесов «полегло» от разногласий между основателями!
Сегодня «Трокот» - единственная компания в России, производящая солнцезащитные экраны из уникальных материалов, изготавливаемых под заказ индивидуально. Только 20% материалов взяты с общего рынка. Дилерская сеть компании насчитывает более 300 дилеров не только в России, но и в Израиле, Индии, Австралии, США, Украине, Литве, Болгарии, Англии, Африке. В 2019 г. было произведено 85.000 комплектов солнцезащитных экранов и впервые за всю историю компании подготовлен склад готовой продукции в 20.000 комплектов.
Сказка? Нет. Правильное отношение к делу, выстроившее правильный продукт.