Найти тему
Remont1969

Французские аэросани на службе. Le traineau à hélice Rene Le Grain. 1914. По Альпам с ветерком.

Аэросани Рене Ле Грана стали последней попыткой французов создать мобильное транспортное средство для снежных пространств. В 1914 -м году по альпийским просторам рассекали несколько мотосаней.

Le traineau à hélice Rene Le Grain/Сани с пропеллером Рене ЛеГрана

Страна: Франция

Год выпуска: 1914

Производитель: второй экземпляр: Société Anonyme des Ateliers d’Aviation Louis Breguet )

Кол-во выпущенных: 1+1

Экипаж: 3

Эта статья входит в цикл материалов рассказывающих об истории машин с приводом от воздушного винта, которые находят применение в военном деле. Предыдущую статью о коныертомобиле можно почитать здесь: Французский аэромобиль- аэросани графа де Лессепса. Auto-aero. 1912. Из России с победой.

После активного предложения различных мотосаней в конце первого десятилетия 20-го века интерес к подобным машин резко спал. Да и сам интерес был не со стороны европейцев, а исключительно для участия в арктических и антарктических экспедициях, где можно было себе представить огромные снежные пространства. После того как экспедиции Шеклтона, Скотта, Амундсена, Шарко отправились в сторону южного полюса, новых запросов на подобную технику не было, только несколько энтузиастов, таких как лейтенант Де Бессе или авиатор Де Лессепс (о его аэросанях можно почитать здесь Французский аэромобиль- аэросани графа де Лессепса. Auto-aero. 1912. Из России с победой.) пытались построить машины для снежных дорог, причем с одинаковым успехом, машины - и у Бессе, и у Лессепса машины в принципе удались, но где их применить так и не придумали. Вернувшись в 1910 году из своей первой антарктической экспедиции Эрнест Шеклтон вернулся с неоднозначным мнением об использовании мототранспорта в экспедициях. Моторизованные средства в экспедициях Скотта, Шарко и австралийской экспедиции показали себе от плохо до очень плохо. А экспедиция Роберта Скотта вообще окончилась трагически. После этого интерес к саням фактически пропал. Тем не менее сам Шеклтон для своей второй, получившей название Имперская трансантарктическая экспедиция (Imperial Trans-Antarctic Expedition ), целью которой было пересечение всего материка в самом узком месте, считало возможным применение аэросаней. К 1914 году именно сани с пропеллером показали неплохие результаты для перемещения по снегу.

-2

В 1913-м году на льду Невки у Царского села аэросани Сикорского, Меллера и Лессепса показали и высокие скорости, и достаточную надежность. На конкурсе во Французских Альпах в 1909 году вместе с моторными санями Бессе были показаны легкие и простые аэросани. В 1913 году Рене Ле Гран (Rene Le Grain) показал на выставке легкие аэросани на трёх лыжах. Двухцилиндровый V-образный двигатель приводил в действие двухлопастный авиационный винт расположенный впереди. Управление аэросанями было посредством поворота задней одинарной лыжи. Воздушный винт не был ничем прикрыт, да и его расположение впереди обеспечивало "пилоту" аэросаней максимальный дискомфорт.

Le traineau à hélice Rene Le Grain, справа Шеклтон, слева Рене Ле Гран.
Le traineau à hélice Rene Le Grain, справа Шеклтон, слева Рене Ле Гран.

В январе 1914-го года Ле Гран использовал свои сани для задач связи между гарнизонами альпийских крепостей. Именно туда приехал Эрнест Шеклтон для знакомства с машиной, которую он предполагал использовать в своей второй экспедиции. В горах все три опорные лыжи сделали двойными. Но все таки сами аэросани были слишком легким и слишком слабыми для другого применения, кроме как почтового. Тем не менее работы Ле Грана заметили, и летом 1914-го года он, совместно с авиационной фирмой Бреге (Société Anonyme des Ateliers d’Aviation Louis Breguet) построил уже более крупную машину.

Фото: https://gallica.bnf.fr/
Фото: https://gallica.bnf.fr/

Кроме фотографий о машине Breguet-LeGran информации нет. Аэросани Бреге-Леграна были построены по схеме Сикорского, с задним расположением двигателя авиационного типа, цепной передачи момента от двигателя на высоко поднятый вал винта. Воздушный винт был четырёхлопастным, никакой защиты пропеллера не предусматривалось. Аэросани были покрашены в белый "маскировочный" цвет. На грунт опирался четырьмя строенными(!!!) лыжами. Управлялись сани поворотом передней пары лыж.

Фото: https://gallica.bnf.fr/
Фото: https://gallica.bnf.fr/

Аэросани Бреге-ЛеГрана стали последней попыткой создать отдельный транспорт для снежных пространств во Франции, потом грянула война и французам стало не до экспериментов в Альпах. Так как Швейцария была нейтральной, а Италия неожиданно стала союзником, то войны в горах и снегу не ожидалось, соответственно и боевые машины там были не нужны. А протянувшаяся линия траншей заканчивалась на границе со Швейцарией вот так. Удивительно, но ни одна из армий так и не обошла красное полотнище с белым крестом.

Окопы первой мировой упираются в швейцарскую границу. Дальше войны нет.
Окопы первой мировой упираются в швейцарскую границу. Дальше войны нет.
Эта статья входит в цикл материалов рассказывающих об истории машин с приводом от воздушного винта, которые находят применение в военном деле. Следующую статью об интересном казусе - аэросанях Коанда можно будет почитать здесь: Аэросани Коандa. Coanda Traîneau à turbine. 1911. Міф и реальность.

Источник:

http://www.douglas-self.com/MUSEUM/TRANSPORT/propsleigh/propsleigh.htm

https://gallica.bnf.fr