Найти тему
Remont1969

Французский аэромобиль- аэросани графа де Лессепса. Auto-aero. 1912. Из России с победой.

Фото: gettyimages
Фото: gettyimages
20 января 1913 года на льду Невки царило необычное оживление. Четыре транспортные средства взялись меряться скоростью. Три россиянина - москвич, питерец и рижанин против француза. Аэросани Меллера (Дукс), Сикорского (РБВЗ) и Де Лессепса против полугусеничного автомобиля с движителем Кегресс, и каждый против каждого. В этом материале рассказ о комбинированном транспортном средстве Бертранда де Лессепса.

Auto-aero/Аэромобиль графа Бертранда де Лессепса.

Страна: Франция

Год выпуска: 1912

Кол-во выпущенных: 1

Экипаж: 2

Двигатель: 30/40 л.с.

Эта статья часть цикла о транспортных средствах приводимых в действие пропеллером. Предыдущую часть о самолете ставшем аэросанями в Антарктической экспедиции можно прочитать здесь: Аэросани-тягач поневоле. С неба на лёд. Douglas Mawson's Frozen Flight. 1911. По Антарктиде с ветерком.
Аэромобиль Лессепса в варианте на колесах (photo: National Photo Museum, Beaulieu)
Аэромобиль Лессепса в варианте на колесах (photo: National Photo Museum, Beaulieu)

Фамилия Де Лессепс была хороша известна не только во Франции. Виконт Фердинанд Мари де Лессепс (Ferdinand Marie vicomte de Lesseps) построил Суэцкий и разорил Панамский канал, имел 17!!! детей, причем последний ребёнок родился, когда ему было 80 лет. Один его сын Жак (Jacques de Lesseps) стал вторым человеком, после Блерио, перелетевшим в 1910 году Ла-Манш, двое других Исмаэль и Бертранд участвовали в олимпийских соревнования по фехтованию в 1908 году. Закончив спортивную карьеру граф Бертранд де Лессепс (Bertrand Marie de Lesseps) вместе с братьями Жаком и Полем увлекся авиацией и стал ярким её популяризатором. Но к 1912 году в небе уже было множество "новаторов" и "популяризаторов". Стоило посмотреть и вниз. И Бертранд де Лессепс попробовал соединить небо и землю, опустить авиационные технологии ближе к людям. В 1912 году на автомобильной выставке в Брюсселе показывают небольшой одноместный четырехколесный автомобильчик с трех (или даже четырехцилиндровым) двигателем и пропеллером. Информации о том, что это Quadcar имеет хоть какое-то отношение к машине Лессепса нет, но по крайней мере аэромобильчик в Брюсселе показывает, что идея уже летала в умах конструкторов и оставалось её только воплотить в железо на нормальном производственном уровне.

Аэромобиль на выставке в Брюсселе в 1912 году.
Аэромобиль на выставке в Брюсселе в 1912 году.

В 1912 году Бертранд де Лессепс показывает широкой публике аэромобиль - транспортное средство очень похожее на настоящий автомобиль, с четырьмя колеса и удобным стильным кузовом, двигателем расположенным впереди, но с расположенным сзади воздушным винтом. По своей конструкции аэромобиль Лессепса был похож на показанные 29 января 1912 год в Москве аэросани завода Дукс, только вместо лыж стояли колёса, да и кузов был поэлегантнее. Существует легенда, что к конструированию этот автомобиля приложил руку художник, мистик и визионер - Жан Жюльен Шампань (Julien Champagne), который был другом семьи Лессепс и был приглашен ими для конструирования аэромобиля. Учитывая, что Жана Шампани считают альтер эго такого неоднозначного легендарного персонажа, как Фулканелли (Fulcanelli ) алхимика и мистика.

Бертранда де Лессепс за рулем аэромобіля. источник Gallica,bnf.fr
Бертранда де Лессепс за рулем аэромобіля. источник Gallica,bnf.fr

Аэромобиль Бертранда де Лессепса был впервые показан 12 августа 1912 года в Лионе. Для изготовления машины Бертранд в качестве базы использовал собственный автомобиль марки Гркгуар (Automobiles Grégoire). От автомобиля взяли элементы рамы, шасси, частично кузов. Двигатель был заменен на новый - 30-ти сильный. Кузов был в основном новый - элегантный и стремительный. Самым интересным было использование двухлопастного винта конструкции Filippi - Aile rotative "Cyrnos".Аэромобиль Бертранда де Лессепса был впервые показан 12 августа 1912 года в Лионе. Первоначально предполагалось, что Ауто-аэро и была предназначена для испытаний этого винта - на суше, на снегу и на море, для того что бы доказать его преимущество перед другими типами винтов.

-5
Фирма Société Anonyme des Automobiles Grégoire была создана в 1902-м году в Париже Пьером Жозефом Грегуаром (Pierre Joseph Gregoire), который стал инвестором автомобильного производства конструктора и гонщика Луи Сончина (Louis Soncin). После основания фирма называлась Soncin-Grégoire et Cie, но, как это часто и случается полет мысли и инвесторы редко находят общий язык, Сончин уже через полгода покидает фирму, и торговая марка меняется просто на Gregoire. В 1909-м году фирма Грегуар показывает самолет Gregoire-Gyp с 4-х цилиндровым двигателем, очень похожий на ранние самолёты Антуанетте.
-6
В 1913-м году фирма входила в число пятнадцати крупнейших автопроизводителей Франции и выпустила за год 500 автомобилей. Специалисты фирмы по маркетингу выпускали журнал для фанатов бренда, под названием «Грегуариан» и организовала автомобильный фестиваль для владельцев автомобилей Gregoire. Во время Первой Мировой, фирма прекратила выпуск легковых автомобилей и сосредоточилась на выпуске авиационных двигателей, но после окончания военных действий она так и не смогла перейти на мирные рельсы и тихо закрылась в 1924 году.
Стенд Грегори  на выставке в Париже в 1910-м
Стенд Грегори на выставке в Париже в 1910-м

На аэромобиле Лессепса вал от 30-ти сильного двигателя проходил вдоль всей машины под полом кузова и через цепь приводил в действие вал системы Филиппи. Использование воздушного винта позволило практически отказаться от сложной трансмиссии. Достоверной информации какой двигатель стоял на машине нет, но у машин Грегуар не было серийных двигателей мощностью 30 или 40 лошадиных сил.

Справа на фотографии Жан-Жульен Шампань, мистик и художник, один из предполагаемых авторов проекта. Авто-Аэро в процессе сборки в 1911 году
Справа на фотографии Жан-Жульен Шампань, мистик и художник, один из предполагаемых авторов проекта. Авто-Аэро в процессе сборки в 1911 году

После показа в августе 1912 года Де Лессепс видимо столкнулся с той же проблемой, что и год спустя Марсель Лейят, при всех преимуществах схемы аэромобиля, он категорически не мог эксплуатироваться в населенных пунктах, да и вообще там где ведется любая деятельность. И хотя ограждение винта обеспечивала, что руки никому не отрежет, поток ветра от пропеллера поднимал в воздух все незакрепленное, а маленькие камешки превращались в смертельные пули. В это время граф узнал, что зимой 1913-го года будут в столице России проводится соревнования снегоходов и решил принять в них участие, для чего аэромобиль легким движением руки превратился в аэросани. Для снижение сопротивления воздуха кузов лакировали и отшлифовали, видимо мало представляя собой российскую реальность. Об использовании аэросаней в Арктике и на снежных российских просторах говорил еще полярник Жак Шарко и конструктор саней лейтенант Да Бессе, как наиболее предпочтительный вариант их использования.

-9

Для изготовления саней на машине были полностью заменены колеса на лыжи, которые опирались на раму. Передние лыжи были управляемые. Горизонтальный винт приводился в действие цепным приводом от вала, проходившего под салоном. Управление скоростью вращения пропеллера осуществлялось напрямую, регулируя скорость работы двигателя, который работал на приводной вал через сцепление. Самым сложным было торможение агрегата, возможно роль тормоза играла рама с крюками, размещенная на левой стороне машине.

-10

В конце 1912 года Бертранд де Лессепс показал комбинированное транспортное средство, благо для этого всего лишь нужно было вернуть на свои места колеса, причем даже не снимания лыж. В таком виде аэромобиль-сани можно было транспортировать на прицепе до места использования его как саней, например в Санкт-Петербург. В Лионе на колесах на гоночной трассе была достигнута скорость 92 км/час. Потом машину поставили на 270-ти тонную баржу и испытали винтомоторную группу, как движитель для судна. Баржа правда медленно, но вполне уверенно плавала по реке.

-11

Гонки в январе 1913 года на льду Невки в Царском селе у Яхт-клуба под эгидой военных устроили гонки на приз Императорского Российского Автомобильного Общества (ИРАО). В гонках приняли участие 4 машины, резко выделялся среди участников Мерседес с движителем Кегресса. Три остальные машины были аэросанями: французские сани Авто-аэро Лессепса, российские сани Меллера от завода Дукс и Сикорского от РБВЗ. Гоночный день включал в себя три соревнования - 1 км с места, 1 км с хода, 3 км с места. Сани Меллера уже доказали свою надежность в 1911 и 1912-м годам. Остальные машины были темными лошадками, особенно машина Кегресса.

-12

Состязания начались заездом на 3 километра по льду, покрытому снегом. Первым ушёл „Дуксъ“ под управлением одного из первых пилотов в России Лебедева. Но Дукс, затормозив перед случайным буером, стал участником ледово-транспортного происшествия, в ходе которого был тяжело ранен директор верфи Кунъ, а винт саней уничтожен полностью. Аэросани Лессепса, стартовавшие вторыми, прошли расстояние в три километра за 3 минуты 33 секунду, почти на минуту обогнав занявшего второе место Мерседес Кегресса. Сани Сикорского проиграли еще минуту и прошли трассу за 5 минут и 15 секунд.

-13

В гонке на 1 км с хода все машины показали примерно одинаковую скорость в 60 км/час, сани Лессепса -1 минута, сани РБВЗ -1 минута 1 секунда, результат Кегресса отличается в разных источниках от 57 4/5 сек и 1 мин. 4/5 секунды. На французских санях ехал только механик, на Мерседесе два - механик и водитель, а на санях Сикорского сразу четыре. В общем по очкам соревнования на льду около Царского Села выиграл французский экипаж, хотя конечно эту было точно не соревнование по "гамбурскому счёту", сани Лессепса были самими легкими и самыми энерговооруженными, к тому же был выведен из строя невезучий Дукс.

Фото: RCforum.ru
Фото: RCforum.ru

Дальнейшая история конвертируемого аэромобиля-саней Лессепса неизвестна. Хотя с технической точки зрения это была одна из самых совершенных моделей аэросаней на то время. С началом войны сам Бертранд де Лессепс ушёл на фронт и погиб в 1918 году за три дня до начала перемирия.

Источники:

Водные пути, Шоссейные дороги. Сборник издаваемый управлением внутренних водных путей и шоссейных дорог. Выпуск II, I марта. 1913 г.

http://www.archerjulienchampagne.com/

http://www.darkroastedblend.com/2008/12/cars-with-propellers-essential.html

http://www.douglas-self.com/MUSEUM/TRANSPORT/helica/helica.htm#ab