Найти в Дзене
Томская неделя

С дистантом по жизни?

Оглавление

После пандемии онлайн-сервисы никуда не денутся, они уже стали частью образовательной экосистемы

В конце прошлого учебного года все нормальные люди высказывались против дистанта и говорили, что это самое настоящее преступление против образования. Мы все надеялись, что с нового учебного года ученики и студенты сядут за парты, работа школ и ВУЗов вернется в привычное русло и дистанционное обучение останется позади. Тем не менее с 1 сентября 2020 г. лишь школы открыли свои двери ученикам, ВУЗы же продолжили давать образование дистанционно. Затем в колледжах и университетах начали выводить студентов на занятия в очной форме, но лишь изредка. Так, моя дочь, будучи студенткой второго курса, с октября появляется в колледже один, от силы два раза в неделю. На сегодня есть все основания полагать, что дистант — это не наше краткосрочное прошлое, а долговременное будущее.

ЧС не было, а дистанционка появилась

Небезынтересно вспомнить, как все начиналось. В Федеральном законе от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 711 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дистанционное обучение возможно только при введении чрезвычайной ситуации. При этом, как мы знаем, ЧС не был введен, а дистанционка — была.

С трудностями организации работы в удаленном режиме весной 2020 г. столкнулись все участники образовательного процесса. Большая часть учеников и студентов невольно восприняли дистант как халяву. Будучи мамой дочери, обучающейся в колледже, могу поделиться таким фактом. Закончив прошлый учебный год, моя дочь, у которой три последних месяца был дистант, летом призналась мне, что не помнит ничего из пройденного во время «дистанционки». Это при том, что моя дочь относится к учебе ответственно и имеет хорошие оценки. И при том, что все предметы проходили через программу Zoom, преподаватели проводили уроки ответственно (я лично присутствовала на некоторых из них), домашнее задание выполнялось. А результат, как говорится, на лицо.

-2

Сомнительные методы — провальные результаты

Но особая нагрузка в этот период легла, конечно, на преподавателей, которые были вынуждены за короткий период перенести привычные уроки в онлайн-среду. Переход на дистант, несомненно, значительно увеличил нагрузку на преподавателей, которые отмечают усиление ощущения усталости от увеличения времени на подготовку к занятиям и постоянной работы с компьютером.

— Самое сложное — это оценивание учеников, — комментирует знакомый школьный педагог с 20-летним стажем. — Как можно оценить их знания, не глядя друг другу в глаза? Ты не можешь это никак проверить, отследить, пресечь списывание через онлайн. С моей точки зрения дистант — это самый отвратительный вариант обучения. За три месяца дистанта мы наблюдали полный провал в знаниях у детей.

Подавляющее большинство преподавательского состава и сейчас относится к дистанту негативно. И это не просто мнение педагогов. Есть уже измеримые результаты. Первыми итогами дистанта оказались провальные результаты проверочных работ, проведенных в сентябре нового учебного года.

Что же касается учеников, здесь все заинтересованные лица (прежде всего, родители, но также и преподаватели) отмечают, что эксперимент с дистанционной формой образования привел к следующим проблемам:

— плохое усвоение материала;

— плохая дисциплина на уроках;

— отсутствие социализации;

— трудности в оценивании результатов знаний;

— увеличение рабочей нагрузки на учителей;

— вред физическому здоровью.

К слову, на настоящий момент министерство просвещения России не имеет педагогически обоснованных методик дистанционного обучения, что также идет вразрез с федеральным законом об образовании в России. Согласно закону, учителя обязаны использовать в своей практике только педагогически обоснованные и эффективные методы обучения.

-3

Рано радовались

Если школы в нашей стране с сентября работают в живом режиме, то ВУЗы до сих пор продолжали по большей части проводить занятия дистанционно. И вот, наконец, дождались: ВУЗы, подведомственные Минобрнауки, возвращаются к обычной жизни и очному обучению. Такой приказ подписал министр науки и высшего образования Валерий Фальков . Приказ вступил в силу с 7 февраля 2021 г. Уже 8 февраля, в понедельник, вузовские аудитории должны были снова ожить. Но — с оговорками. Руководителям ВУЗов предписано «организовать реализацию образовательных программ в очной форме обучения исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки…».

Вот основные условия, при которых ВУЗы могут открыть двери для аудиторных занятий:

— возможность обработки рук антисептическими средствами на входе в вуз, в вестибюлях, вузовских кафе и столовых, в санузлах;

— всем входящим в здание университета — бесконтактный температурный контроль;

— студентам и другим посетителям с признаками инфекционных заболеваний вход запрещен;

— не реже 1 раза в 4 часа в учебное время и по окончании занятий — обработка всех контактных поверхностей (дверных ручек, выключателей, перил, столов) в местах общего пользования;

— маски и социальная дистанция;

— проветривание учебных помещений во время перерывов.

При этом все должны быть готовы сделать шаг назад и снова вернуться на дистанционный режим учебы, если эпидемиологическая ситуация ухудшится.

Легко ли вузам выполнить все означенные условия? Мне кажется, для родителей студентов этот ответ очевиден. Поскольку наши взрослые дети по-прежнему основную часть учебного времени проводят дома, «посещая» лекции и практические занятия, не сходя с дивана.

-4

Кому и почему это выгодно

Давайте вспомним: 30-40 лет назад мы и понятия не имели, что бывают какие-то там репетиторы — школа или вуз давали все необходимое. Мы сами поступали в институты и техникумы, становились профессионалами. Развал образования в школах, по моему мнению, пошел с начала 2000-х, когда стали проводиться первые ЕГЭ; в институтах — с 2012 г., когда заменили специалитет на бакалавриат и ввели магистратуру — мол, чем мы хуже запада. И вот новые испытания на прочность: дистант.

Еще год назад дистанционное обучение позиционировали как явление временное и единственно возможное в условиях распространения коронавирусной инфекции. Но разговоры о нем продолжаются и ведутся уже на достаточно высоком уровне. В него вовлечены и Сбербанк, и разработчики ФГОС 4.0, и многие другие значительные структуры и персоны. Дистанционное образование популяризируется, рекламируется, всячески демонстрируется его привлекательность. Таким образом, сегодня появилась возможность утвердить дистант как один из основных способов ведения учебных занятий. Даже несмотря на то, что родители учащихся и преподаватели едины во мнении: дистант может использоваться исключительно как дополнительная платформа для закрепления знаний, полученных в очном режиме.

Дарья Егорова