Найти тему
БООС ЛАЙТИНГ ГРУПП

Нам 30 лет: с чего начиналась история корпорации. 1994-1998 годы. Из воспоминаний Георгия Бооса.

Продолжение.

…Успешное выполнение поручения московского правительства по срочной доработке 15-ти проектов стало для нас решающим. При принятии Постановления Правительства Москвы от 02.08.1994 «Об утверждении генеральной схемы светоцветового оформления города и мероприятиях по её реализации» мы были определены генеральным подрядчиком по выполнению этой программы, которая была рассчитана на 3 года.

Cейчас на московском светотехническом рынке много разных компаний и по-прежнему много идей, уже несколько лет активно идет новый этап, связанный с развитием современного светодиодного направления. Но задел был сделан тогда, в 90-х годах, и наша роль в этом начинании была определяющей.

После определения нас генподрядчиком, у проектировщиков и всего коллектива «Светосервиса» продолжилась напряжённая, но очень интересная работа. В перечень предусмотренных программой объектов входили здания московских театров, столичные высотные здания, железнодорожные вокзалы, мосты, павильоны метрополитена, церкви и монастыри, памятники, скульптурные композиции, набережная Москвы-­реки и многое другое. Качество и сроки работ контролировались строго. Мы жили азартно, трудно, недосыпали. СМИ окрестили нас «светоголиками».

Боос Г.В. и первый бригадир Захаров, опытное производство, 1-й Рижский переулок
Боос Г.В. и первый бригадир Захаров, опытное производство, 1-й Рижский переулок

Работали с историческими документами и собственниками зданий, ставили натурные эксперименты, наиболее значимые объекты непременно обсуждали на научно-техническом совете «Светосервиса», а затем – на совете у главного художника Москвы. Все проекты согласовывались с Управлением охраны памятников и Москомархитектурой. Мы начали плотно работать с архитекторами Моспроекта-2, позже – с коллективами Моспроекта-4 и МАРХИ, продолжали тесное сотрудничество с ВНИСИ. Монтаж проводили в любую погоду. Но радость от каждого сданного нового объекта перекрывала всё: и усталость, и постоянное напряжение, и авральный темп работы.

Здание Правительства Москвы (бывший СЭВ)
Здание Правительства Москвы (бывший СЭВ)

Лично Ю.М. Лужков обратил на нас внимание, когда при строительстве мемориального комплекса «Поклонная гора» проектировщики, которые были привлечены к решению вопросов освещения мемориала, предложили установить осветительные мачты, «как на футбольном поле». Не будучи специалистом в светотехнике, Юрий Михайлович отверг это предложение и распорядился найти альтернативную компанию, отметив: кто-то же делает у нас архитектурное освещение, вот и пригласите их. Тогда нас и пригласили. Разработанная «Светосервисом» концепция понравилась.

Стоят слева направо: Наделяев К., Прохоров И., Оленичев А., Сусанин С.,(с 1994 г.,«Светосервис»), Чепелевский Д.,(с 1995 г.,«Светосервис»), Орешкин А., Лукутин С. Сидят слева направо: Филаткина С., Каинсон И. (с 1991 г.,«Светосервис»), Хозилова Е.,(с 1993 г.,«Светосервис»), в офисе на Инженерной, 12А, 2003 г.
Стоят слева направо: Наделяев К., Прохоров И., Оленичев А., Сусанин С.,(с 1994 г.,«Светосервис»), Чепелевский Д.,(с 1995 г.,«Светосервис»), Орешкин А., Лукутин С. Сидят слева направо: Филаткина С., Каинсон И. (с 1991 г.,«Светосервис»), Хозилова Е.,(с 1993 г.,«Светосервис»), в офисе на Инженерной, 12А, 2003 г.

Ещё одно значимое событие произошло осенью 1994 года. В Москву с визитом приехала английская королева Елизавета II. В программе посещения значилась вечерняя экскурсия по центральной части города. Сопровождал королеву лично мэр. К этому периоду «Светосервис» сдал в эксплуатацию более 50 объектов. И надо было такому случиться, что именно в момент проезда кортежа отключилось всё освещение. На следующий же день по поручению мэра было созвано специальное совещание у первого заместителя мэра Москвы Б.В. Никольского, отвечавшего за городской комплекс. Результатом совещания стало решение о передаче нам всей эксплуатации осветительных установок.

Здание на Котельнической набережной
Здание на Котельнической набережной

Рабочий день стал ещё длиннее. Ежедневно по вечерам я с коллегами объезжал объекты, следил за реакцией москвичей и корректировал планы на будущее. Государственный академический Большой театр, высотное здание МГУ, телевизионная башня в Останкине, уникальный памятник русского авангарда XX века – знаменитая Шуховская башня, Донской монастырь, церковь Воскресения в Кадашах, цирк на проспекте Вернадского, киноконцерн Мосфильм, автомобильная эстакада на проспекте Мира, все пешеходные мосты, первая светодинамическая подсветка на Крымском мосту – вот лишь малая часть наших проектов того периода. Временами приходилось прибегать к нестандартным решениям. Например, при создании на Поклонной горе установки, имитирующей лучевой перехват авиации, которую сделали на базе танковых прожекторов, причём на механике с вращающимся станком.

Подсветка здания МГУ на Воробьевых горах
Подсветка здания МГУ на Воробьевых горах

Мы его получили. К этой теме подходили деликатно, поэтому использовали только статичное освещение. В целом, мы осветили более 150 культовых сооружений, в том числе Храм Христа Спасителя, Новодевичий и Новоспасский монастыри в Москве, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь в Дивееве, Софийский собор в Вологде, собор Петра и Павла в Казани. А также мечети в Москве и Когалыме, Римско-католический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве и др. За свою работу мы были отмечены серебряной медалью Патриархии.

В 1995 году мы заслужили свою первую «Викторию» на выставке-конкурсе «Российский дизайн».
В 1995 году мы заслужили свою первую «Викторию» на выставке-конкурсе «Российский дизайн».

За годы работы призёрами были наши очень разные по архитектуре, назначению и масштабу работы. Всего – более тридцати. Это и ГМЗ «Царицыно», и ГАБТ, и Пашков дом, и планетарий, и «Танцующие в темноте» – телевизионные вышки в Сочи – всего не перечислишь. Только с 1997 по 2000 годы мы получили четыре международные, в том числе европейские, награды за лучший бренд, сервис и качество, а в 2012 году – приз международного конкурса «LUCI/Philips city.people.light Award».

Пятигорский В.М., Ельцин Б.Н., вручение Государственная премии РФ за архитектурное освещение Москвы,1997 г.
Пятигорский В.М., Ельцин Б.Н., вручение Государственная премии РФ за архитектурное освещение Москвы,1997 г.

К концу 1996 года около 300 реализованных объектов стали нашей визитной карточкой. А в 1997 году мы стали лауреатами Государственной премии за архитектурное освещение столицы. К этому времени Москва стала другой, а мы приобрели богатый опыт проектирования. В прошлое ушли калькуляторы и кульманы. В сервисных подразделениях появились свои автовышки, краны, грузовые машины и разъездной транспорт.

-8

Архитектурное освещение стало ведущим направлением «Светосервиса», но далеко не единственным. Наша компания лидировала по многим направлениям. Нам начали доверять, в том числе, проектирование, строймонтаж и эксплуатацию утилитарного освещения в административных округах Москвы и в других городах. Провели технический аудит по всей территории Москвы. На основании сделанных выводов разработали регламенты технической эксплуатации и создали технологические карты, сформировали и запустили единую электронную базу данных по системам наружного освещения, которой ранее не существовало вовсе, и провели полномасштабную модернизацию изношенного и морально устаревшего оборудования, установив, в том числе, несущие конструкции с современным защитным покрытием.

Останкинская Башня.
Останкинская Башня.

Соблюдение европейских норм при проектировании протяжённых тоннелей – Лефортовского, Гагаринского и Волоколамского – также наша идея. Этот подход дал возможность выполнить освещение с учётом современного скоростного режима и современной интенсивности транспортного потока, тогда как на тот период действовали нормы освещения, которые были рассчитаны в 60-х годах. На сегодня в нашем портфолио таких тоннелей более тридцати.

Вручение Государственной премии РФ, Боос Г.В. (пятый справа во втором ряду), Пятигорский В.М. (второй слева в последнем ряду), групповое фото награждённых, 1997 г.
Вручение Государственной премии РФ, Боос Г.В. (пятый справа во втором ряду), Пятигорский В.М. (второй слева в последнем ряду), групповое фото награждённых, 1997 г.
Новодевичий монастырь.
Новодевичий монастырь.

Продолжение следует.

По материалам журнала «Светотехника» №5, 2016 год