…Успешное выполнение поручения московского правительства по срочной доработке 15-ти проектов стало для нас решающим. При принятии Постановления Правительства Москвы от 02.08.1994 «Об утверждении генеральной схемы светоцветового оформления города и мероприятиях по её реализации» мы были определены генеральным подрядчиком по выполнению этой программы, которая была рассчитана на 3 года.
Cейчас на московском светотехническом рынке много разных компаний и по-прежнему много идей, уже несколько лет активно идет новый этап, связанный с развитием современного светодиодного направления. Но задел был сделан тогда, в 90-х годах, и наша роль в этом начинании была определяющей.
После определения нас генподрядчиком, у проектировщиков и всего коллектива «Светосервиса» продолжилась напряжённая, но очень интересная работа. В перечень предусмотренных программой объектов входили здания московских театров, столичные высотные здания, железнодорожные вокзалы, мосты, павильоны метрополитена, церкви и монастыри, памятники, скульптурные композиции, набережная Москвы-реки и многое другое. Качество и сроки работ контролировались строго. Мы жили азартно, трудно, недосыпали. СМИ окрестили нас «светоголиками».
Работали с историческими документами и собственниками зданий, ставили натурные эксперименты, наиболее значимые объекты непременно обсуждали на научно-техническом совете «Светосервиса», а затем – на совете у главного художника Москвы. Все проекты согласовывались с Управлением охраны памятников и Москомархитектурой. Мы начали плотно работать с архитекторами Моспроекта-2, позже – с коллективами Моспроекта-4 и МАРХИ, продолжали тесное сотрудничество с ВНИСИ. Монтаж проводили в любую погоду. Но радость от каждого сданного нового объекта перекрывала всё: и усталость, и постоянное напряжение, и авральный темп работы.
Лично Ю.М. Лужков обратил на нас внимание, когда при строительстве мемориального комплекса «Поклонная гора» проектировщики, которые были привлечены к решению вопросов освещения мемориала, предложили установить осветительные мачты, «как на футбольном поле». Не будучи специалистом в светотехнике, Юрий Михайлович отверг это предложение и распорядился найти альтернативную компанию, отметив: кто-то же делает у нас архитектурное освещение, вот и пригласите их. Тогда нас и пригласили. Разработанная «Светосервисом» концепция понравилась.
Ещё одно значимое событие произошло осенью 1994 года. В Москву с визитом приехала английская королева Елизавета II. В программе посещения значилась вечерняя экскурсия по центральной части города. Сопровождал королеву лично мэр. К этому периоду «Светосервис» сдал в эксплуатацию более 50 объектов. И надо было такому случиться, что именно в момент проезда кортежа отключилось всё освещение. На следующий же день по поручению мэра было созвано специальное совещание у первого заместителя мэра Москвы Б.В. Никольского, отвечавшего за городской комплекс. Результатом совещания стало решение о передаче нам всей эксплуатации осветительных установок.
Рабочий день стал ещё длиннее. Ежедневно по вечерам я с коллегами объезжал объекты, следил за реакцией москвичей и корректировал планы на будущее. Государственный академический Большой театр, высотное здание МГУ, телевизионная башня в Останкине, уникальный памятник русского авангарда XX века – знаменитая Шуховская башня, Донской монастырь, церковь Воскресения в Кадашах, цирк на проспекте Вернадского, киноконцерн Мосфильм, автомобильная эстакада на проспекте Мира, все пешеходные мосты, первая светодинамическая подсветка на Крымском мосту – вот лишь малая часть наших проектов того периода. Временами приходилось прибегать к нестандартным решениям. Например, при создании на Поклонной горе установки, имитирующей лучевой перехват авиации, которую сделали на базе танковых прожекторов, причём на механике с вращающимся станком.
Мы его получили. К этой теме подходили деликатно, поэтому использовали только статичное освещение. В целом, мы осветили более 150 культовых сооружений, в том числе Храм Христа Спасителя, Новодевичий и Новоспасский монастыри в Москве, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь в Дивееве, Софийский собор в Вологде, собор Петра и Павла в Казани. А также мечети в Москве и Когалыме, Римско-католический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве и др. За свою работу мы были отмечены серебряной медалью Патриархии.
За годы работы призёрами были наши очень разные по архитектуре, назначению и масштабу работы. Всего – более тридцати. Это и ГМЗ «Царицыно», и ГАБТ, и Пашков дом, и планетарий, и «Танцующие в темноте» – телевизионные вышки в Сочи – всего не перечислишь. Только с 1997 по 2000 годы мы получили четыре международные, в том числе европейские, награды за лучший бренд, сервис и качество, а в 2012 году – приз международного конкурса «LUCI/Philips city.people.light Award».
К концу 1996 года около 300 реализованных объектов стали нашей визитной карточкой. А в 1997 году мы стали лауреатами Государственной премии за архитектурное освещение столицы. К этому времени Москва стала другой, а мы приобрели богатый опыт проектирования. В прошлое ушли калькуляторы и кульманы. В сервисных подразделениях появились свои автовышки, краны, грузовые машины и разъездной транспорт.
Архитектурное освещение стало ведущим направлением «Светосервиса», но далеко не единственным. Наша компания лидировала по многим направлениям. Нам начали доверять, в том числе, проектирование, строймонтаж и эксплуатацию утилитарного освещения в административных округах Москвы и в других городах. Провели технический аудит по всей территории Москвы. На основании сделанных выводов разработали регламенты технической эксплуатации и создали технологические карты, сформировали и запустили единую электронную базу данных по системам наружного освещения, которой ранее не существовало вовсе, и провели полномасштабную модернизацию изношенного и морально устаревшего оборудования, установив, в том числе, несущие конструкции с современным защитным покрытием.
Соблюдение европейских норм при проектировании протяжённых тоннелей – Лефортовского, Гагаринского и Волоколамского – также наша идея. Этот подход дал возможность выполнить освещение с учётом современного скоростного режима и современной интенсивности транспортного потока, тогда как на тот период действовали нормы освещения, которые были рассчитаны в 60-х годах. На сегодня в нашем портфолио таких тоннелей более тридцати.
Продолжение следует.
По материалам журнала «Светотехника» №5, 2016 год