Начало театра в Твери относится к 1787 году. Но что это был за театр, где находился, какие пьесы в нём давались и кто были актёры—неизвестно.
Более обстоятельное известие о театре мы встречаем немного позднее. В 1801 году Иван Фомич Глушков—один из первых тверских краеведов,—в книге «Ручной дорожник»», перечисляя замечательные здания Твери, пишет: «Сверх того, есть театр, на котором с удивительным успехом были играны разные пьесы и даже трагедии с изображением сильнейших страстей. Главнейшую труппу составляло «Вольное благородное общество», театр имеет все необходимые декорации и богатые, особенно мужские, платья».
В 20 годах прошлого века другой писатель,— баснописец А.Е. Измайлов,—тоже упоминает о тверском театре, но даёт о нём нелестный отзыв.
В 1848 году один из любителей театра, некто В.Ф. Вистенгов, говорит о театре, основанном в Твери купцом А. Сутугиным. Было построено прекрасное здание с залом и двумя ярусами лож. Из Москвы приглашены были артисты, большею частью — воспитанники и воспитанницы театральной школы. Но где этот театр находился и какова дальнейшая судьба его и его актёров — неизвестно. Есть только основание предполагать, что труппа Сутугина сделалась странствующей. Так, есть упоминание, что в 1852 году в Вышнем Волочке, дебютировала труппа какого-то тоже Сутугина.
Таким образом, все эти театры были, очевидно, временными, с временной сценой и наскоро построенных или приспособленных зданиях и с временными актёрами.
Мысль о постоянном театре появилась у нас, кажется, только в 1879 году, когда возникло так называемое «Общественное собрание», утверждённое в этом году.
Это собрание помещалось первоначально на площади Правды, в здании, где ныне находится штаб 143 полка, на втором этаже. В нижнем — помещалась городская публичная библиотека. Сначала возникла временная, потом и постоянная сцена, в которой давались спектакли приезжими и местными артистами. Здесь же устраивались вечера возникшим в 1879 году музыкально-драматическим кружком «Ладо».
Но это здание в 1888 году потребовалось для расквартирования батальона 8-го Гренадерского полка. Новое помещение было найдено в здании Гостиного двора.
Гостиный двор был построен ещё при Екатерине II и до 1888 года имел совершенно иной вид. Нижний и верхний этажи его имели с фасада, впереди лавок, проходные коридоры или галереи, опиравшиеся на массивные каменные столбы с арками, соединённые между собою в верхнем этаже железными перилами. На половине своего протяжения галереи пересекались проезжими воротами во внутренность рядов. Ворота были и со стороны Советской улицы.
Из этих ворот направо и налево были лестницы, ведшие в лавки верхнего этажа, но в них не торговали: после большого пожара рядов в 1859 году эти лавки целых 29 лет стояли заколоченные досками, кроме некоторых, служивших кладовыми для низовых торговцев, а голуби и вороны давно устроились в этих верхних галереях совершенно по-домашнему.
На крыше рядов находилась большая каменная башня, увенчанная по вершине позднейшим тверским гербом—золотою короною на троне.
В 1888 году это здание было капитально переделано: середина его, — включая сюда ворота и две лавки с боков, —была значительно была приподнята и образовала целый этаж, галереи в обоих этажах были уничтожены и переделаны в окна магазинов, башня уничтожена, а её место в 1900 годах поставлена каланча. Корона была поставлена на вершине лицевого фронтона, откуда она в революцию 1907 года была снята.
Таким образом, спустя ровно 100 лет (1787–1888), Тверь обзавелась своим, постоянным театром, после которого, с развитием города, одни за другим стали возникать в ней и другие театры, как-то фабричный (на Пролетарке), летний и художественный (в Общественном саду, — последний был разобран в 1920 году) и железнодорожный.
Статья подготовлена по материалам газеты «Тверская правда», 1926 год.