Продолжение. Часть 1
Наверное, никто не скажет наверняка, когда именно появился термин “street machine“, но вместе с этим неоспоримо то, что именно в 70х он прочно вошёл в обиход, стал появляться на обложках тематических журналов и мелькать в виде стикеров на самих автомобилях. Стрит-машина – по сути, ровно то же самое, что и стрит-род – и оба этих термина обозначают не профессиональный, но всё же драгстер, пригодный и легальный для удобного ежедневного передвижения по улицам. Разница лишь в том, что понятие стрит-род применяется как правило по отношению к хот-родам – то есть, ко всему, что построено до 50х/60х (дата сильно разнится и никто толком не может назвать точный год), а стрит-машина – это, соответственно, всё, что построено после точки X.
Что же такое, в таком случае, стрит-фрик ? Что ж, подобно стрит-роду и стрит-машине, понятие стрит-машина и стрит-фрик очень сильно пересекаются друг с другом. По сути, каждый стрит-фрик – автоматически стрит-машина, но не каждая уличная машина – фрик. Иными словами, уличные фрики – это подраздел стрит-машин для определённого десятилетия: понятие уличной машины может вылезать за рамки 70х, но если вы скажете “street freak” – то все однозначно поймут, о каком временном периоде идёт речь. Есть ли какая-то определённая разница? Было ли возможно в 70х построить уличную машину, не являющуюся стрит фриком? Может быть да, а может быть и нет. Сейчас уже сложно разобраться, и с высоты пройденных десятилетий народ совершенно спокойно называет фриками почти всё, что было построено в 70х. Исключения составляют лишь крайне аккуратные кастомы, избегающие как радикальных, так и популярных на то время решений. Само собой, таких совсем немного.
Как кажется лично мне исключительно из-за названия, то изначальная идея словосочетания “street freak” исключительно проста: это обозначение наверняка придумали специально для тех машин, которые выглядели неудобно и непрактично. Фриково. Иными словами, я считаю, что стрит-фрик – это в первую очередь вызывающий внешний вид, направленный на вау-эффект, порой даже в ущерб производительности и комфорту, в то время как уличная машина есть грамотное сочетание элементов повседневного автомобиля и гоночной машины.
Своё мнение я подкрепляю тем доводом, что именно начиная с 70-ых стрит-машины всё чаще оказывались имитациями драгстеров, нежели настоящими гоночными автомобилями. Под словами ‘имитация драгстера’ я подразумеваю вовсе не наличие аудиосистемы в без пяти минут профессиональном агрегате, а именно подражание гоночным машинам путём добавления нерабочих деталей, имитирующих, например, парашюты или супернаддувы. Да-да, именно семидесятые привнесли в кастом-культуру настолько спорное явление, как нерабочая аэродинамика и фальшивые выхлопные трубы. Ну а если не привнесли, то как минимум массово распространили его. А всё из-за того, что после Войны Судного Дня и последовавшего за ней топливного кризиса далеко не каждый в США мог позволить себе монстра, жрущего пару литров бензина за километр. Приходилось имитировать производительность.
Как можно понять, образ и солидная часть начинки уличных машин всецело зависит от проживающих с ними в одно время драгстеров, а потому в начале седьмого десятилетия основной целью для имитации были гассеры: несмотря на то, что на начало 70х они уже надёжно проигрывали в скорости и популярности другим классам, именно гассеры по прежнему первыми приходили на ум, когда надо было совместить такие вещи, как драгстер и полноразмерный автомобиль. Вторыми по популярности были машины класса Super Stock и его прямого наследника – только-только появившегося класса Pro Stock – и к концу десятилетия гассеры окончательно исчезнут из сознания народа. Все станут имитировать стокеры, и стрит-фрики плавно перетекут в новое направление кастомной школы, характерное для нового десятилетия.
Если в двух словах, то именно так и прошли 70е: топливный кризис и многочисленные ограничения привели к тому, что с улиц практически окончательно исчезли настоящие драгстеры – на них стало просто невозможно получить документы, да и далеко не каждый был в состоянии прокормить огромный прожорливый движок. С тех пор крайне редкий легальный для улиц автомобиль мог посоревноваться с настоящим гоночным агрегатом – в конце концов, раз нельзя было выгнать одну и ту же машину и на улицу, и на полосу длинной в четверть мили, то не было совсем никакого смысла выкидывать из своего автомобиля радио и кожаные сидения.
А раз за скоростью уже особо не гонимся, то может и ставить настоящий супернаддув нет никакого смысла?.. Как-то так и вышло, что улицы заполонили подражатели: некоторые весьма достойные, аккуратно настроенные и способные показать неплохое время на дистанции в 402 метра – пусть не короли драг-стрипа, но уж точно самые быстрые на своей улице. А другие были пустыми, ни на что не способными и откровенно фальшивыми.
В наши дни большую часть стрит-фриков и стрит-машин автоматически относят к категории пустых, ни на что не способных фальшивок – порой совершенно незаслуженно. А причина в том, что основное направление школы кастома в наше время – это, как ни странно, классическое направление. Мускул-кары в частности считаются раритетом, с которого нужно пылинки сдувать, и особенно почитаются в стандартной конфигурации, а потому фрики автоматически считаются образцами бубба-тюнинга и живым воплощением пособия “Как Уничтожить Хороший Автомобиль”. Плюс 70-ые нынче считаются абсолютно безвкусным десятилетием, когда все были под кислотой и по умолчанию не могли придумать ничего хорошего.
Стрит-фрики – это стиль, целиком и полностью порождённый скоростью и гонками на четверть мили. Всё это ничто иное, как уникальный культурный пласт 70х годов, неповторимый в своём роде. Как-то странно, что на зарубежных форумах его так сильно не любят – да и в целом засилье пуристов в культуре, которая изначально называется кастомной, весьма удивляет. Это уже не говоря о том, что в каком-нибудь году X вполне может наступить фрик-ревайвал – и, держу пари, добрая часть критикующих в мгновение ока переобуется да пойдёт вновь перестраивать автомобили под гассеры и покрывать их цветами кислотных семидесятых.
Еще больше фото, в т.ч. сканы из кастомайзерских журналов в источнике:
https://rockthistown.ru/street-freaks/
Дружище! Cтавь лайки, пиши комментарии, и подписывайся на канал Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки!