Добрый вечер, дорогие читатели! Прошлая часть статьи про российские ужастики вызвала немалый резонанс и жаркие споры в комментариях. Кто-то утверждал, что отечественный кинематограф уже не спасти и понятия "русский ужастик" не существует в принципе. Кто-то говорил, что не все потеряно и временами случаются приятные прецеденты. Кто-то с тоской вспоминал советские фильмы "Вий" и "Прикосновение".
Если вы спросите мое мнение, то я скорее оптимист. Я рад, что наши режиссеры не забрасывают жанр и пытаются снимать хорошие фильмы. Я прекрасно понимаю, что не все искренне стараются и, что не у всех получается что-то стоящее, но нет худа без добра. Некоторые картины дают мне надежду на то, что рано или поздно наша киноиндустрия окончательно встанет с колен и засияет былой славой.
Я также очень рад, что мы не забываем свои "корни" и в любое кино вкладываем частичку национального колорита и фольклора. Этнические нотки придают творчеству наших авторов хоть какую-то уникальность и самобытность. Да, мы часто заимствуем у других стран сюжеты, приемы и подачу, но до примитивного копирования еще не скатились. Именно поэтому, я стараюсь думать, что мы пока просто учимся у коллег.
В любом случае, я никогда не одобрял "диванную" критику родины. Можно бесконечно глумиться над нашим автопромом, спортом и кинематографом, но что это даст? И что делают люди, которые говорят об этом, чтобы исправить ситуацию? Гораздо лучше думать, что стакан наполовину полон. Наше государство развивается, вкладывается в кино и молодые таланты. У нас снимают хорошие картины
Произведения наших соотечественников собирают полные залы по миру, вызывают фуроры на кинофестивалях, удостаиваются восторженных отзывов у критиков и публики. Да, случаются неудачи и провалы, но у кого их нет? Давайте не будем снобами и ханжами. Попробуйте побыть патриотами, которые верят в свою страну и поддерживают ее, не смотря ни на что. Наше кино живо и я буду гордиться им, отныне и навсегда.
Мертвые ласточки. Год - 2018. Страна - Россия. Слоган - «Нечистая сила — плохая компания». Режиссер - Наталья Першина. Оценка Кинопоиска - 6.531. Оценка IMDb - 5.9.
Посмотреть это произведение мне посоветовали читатели, в комментариях к прошлым статьям. И, поверьте мне на слово, разочарован я не был. "Мертвые ласточки" ломают сразу несколько шаблонов. Во-первых, они доказывают, что наше кино все еще может быть сильным, глубоким и красивым. Во-вторых, что качественный, крепкий ужастик может срежиссировать женщина. И в-третьих, что сказки могут пугать.
Это предельно минималистичное, почти театральное зрелище, играет на самых затаенных струнах вашей души и самых естественных ваших страхах. "Мертвые ласточки" цепляют с первых минут и закрадываются вам под кожу, щекоча и дразня ваши нервы. Здесь нет огромных масштабов, нет космических спецэффектов, сотен действующих лиц и прочей "мишуры". Только русская душа и древние предания.
И этого более, чем достаточно. Наталья Першина, с чисто женским изяществом, доказывает вам, что хоррор - это не скримеры и не жуткие монстры в кадре, а точное и эмоционально выверенное давление на психику. Она, с мастерством заправского психолога и историка, находит те самые, единственно верные, зоны в вашем подсознании, которые отвечают за благоговейный страх перед чем-то неизвестным, но близким.
Вдумайтесь, ведь все, что вы увидите в фильме - кикимора, леший, духи предков - это все наше с вами, родное и неразрывно с нами связанное. Это у нас в крови, мы впитываем это, что называется, с молоком матери. Веками наши предки верили в нечто подобное и формировали наш неповторимый русский фольклор. Через эти этнические верования, наши прадеды выражали свое уважение и страх перед силами природы.
И вот, нам преподносят эту древнюю и эфемерную субстанцию в новом свете и получается великолепно. Я даже не знаю, с чем сравнить конечный результат. Это как кухня ресторана "Варвары" - знакомые всем блюда в нестандартном исполнении. В "Варварах" могут сделать из винегрета мороженое, а из оливье роллы. Но, не смотря на то, что структура блюда радикально отличается от изначальной, суть не меняется.
Вот и здесь, все, на первый взгляд, современное, гламурное, неестественно вылизанное. Смазливый основной персонаж, неестественно живописная природа, наигранные вставки русских-народных песен - в первые 10 минут ждешь, что картина вот-вот вызовет отвращение и стыд за поруганную честь и оскорбленную культуру. Но проходит 20 минут и ты начинаешь понимать, что плевка в душу не будет.
Напротив, авторы с любовью, трепетом и уважением отнеслись к былинам, басням и легендам. Они нигде не переступили черту, не переборщили и не стали грубыми эксплуататорами. Та бережная, скрупулезная и, не побоюсь этого слова, титаническая работа, которую они проделали, чтобы не извратить деталей, восхищает. Ни в одном элементе нет провалов в неуместный юмор или в вульгарность.
Нет даже намека на опошление или утрирование. Все предельно чинно, тонко и изящно. Вы будто наблюдаете деликатную, сделанную с любовью, интерпретацию старого рассказа. За внешней технической красотой скрывается самая настоящая русская душа - чистая, нетронутая ничем посторонним и великая, как никогда. Пересмотрев это кино три раза, я пришел к выводу, что, наверное, только женщина могла это снять.
Только чувственный, обладающий недюжинной эмпатией и интуицией человек мог создать нечто подобное. А эти качества обычно свойственны прекрасному полу. В этом месте, стоит особенно подчеркнуть ее талант и даже гениальность. И дело даже не в том, что фильм получился великолепным. Поаплодировать Наталье Першиной стоит за расстановку приоритетов и умелое использование собственных навыков.
Что я имею в виду? Позвольте пояснить. Какие черты вы бы назвали важными для режиссера страшилок? Умение напугать, знание слабых мест зрителя, грамотное использование агрессивных приемов. Есть ли все это у Першиной? Честно, не знаю. Но я точно знаю, что у нее есть любовь к родному фольклору, чувство прекрасного и врожденное художественное чутье. Те ли это вещи, которые нужны для хоррора?
В любом другом случае, я бы ответил "вряд ли". Но "Мертвые ласточки" доказали мне, что если не пытаться идти против себя, то можно снять шедевр, используя навыки, которыми обладаешь. Режиссер не пытается бросать вам в лицо реки крови, чудовищ и мрачные декорации. Более того, вы даже не найдете тут неприятных скрипучих звуков, нагнетающих атмосферу скрипов, криков и прочих сомнительных "финтов".
Перед вашими глазами избушка в чудесном лесу у реки, вы слышите красивое пение и птичье щебетание, никаких ужасных существ на экране нет, но вам действительно страшно. И именно это парадоксальное чувство цепляет. Именно оно делает просмотр "Мертвых ласточек" ни с чем не сравнимым опытом. А если вам не достаточно этих доводов, то я могу добавить, что это произведение насквозь пропитано метафорами.
И не просто хаотичными отсылками ко всему подряд или абстрактными общепринятыми истинами, а самыми что ни на есть серьезными моральными, духовными и социальными постулатами. В этом плане, фильм следует лучшим традициям монументальной русской литературы. Возможно, я слишком перехваливаю картину и пою ей чересчур пышные дифирамбы, но я делаю это не совсем безосновательно.
"Мертвые ласточки" действительно меня поразили и запали в сердце. Я абсолютно уверен, что нескоро забуду это кино и буду советовать всем знакомым. Захватывающий просмотр, притяное послевкусие и сильный остаточный эмоциональный эффект - что еще нужно для счастья? Ни в коем случае, не отказывайте себе в этом удовольствии и уделите полтора часа своего времени на просмотр. Обещаю, вы не пожалеете.
Пиковая дама: Черный обряд. Год - 2015. Страна - Россия. Слоган - «Пиковая дама, приди». Режиссер - Святослав Подгаевский. Оценка Кинопоиска - 5.088. Оценка IMDb - 5.3.
"Пиковая дама" - это, может, и не настолько сильный, глубокий и интеллектуальный проект, как "Мертвые ласточки". Здесь нет претензии на величие или вклад в мировой (или, хотя бы, отечественный) кинематограф. Но зато, именно этот фильм можно считать началом новой эры российского хоррора. Именно эта картина заложила крепкий фундамент для съемки целой вереницы ужастиков разных мастей.
Именно это произведение доказало, что можно сделать хоррор в России, который соберет полные залы на родине и покажет неплохие результаты в мировом прокате. Именно после "Пиковой дамы" зрители поняли, что отечественная страшилка может стильно смотреться на большом экране, а продюсеры осознали, что на этом жанре можно делать деньги. Именно "Пиковая дама" открыла дорогу "Невесте", "Русалке" и многим другим.
В общем, вклад в киноиндустрию данного произведения очевиден. Именно в киноиндустрию, как в бизнес, а не как в искусство. Но давайте разбираться, что стало причиной такого ошеломительного успеха. Из косвенных причин можно назвать многолетний застой в этом направлении. Хорроры снимались у нас крайне редко и очень тихо проходили мимо публики. То немногое, что выходило, просто тонуло.
США, Европа и восточные страны клепали ужастики с такой завидной частотой, что, казалось, нет смысла даже пытаться заинтересовать чем-то подобным зрителя. "Воротилы" мира кино у нас в стране никогда в серьез не воспринимали этот жанр и не горели желанием спонсировать подобные проекты. Поэтому, долгие годы хорроры оседали в нишах авторского или откровенно любительского уровня.
Но вот нашлись энтузиасты и сделали по-настоящему прорывную картину. Разумеется, если трезво оценивать уровень "Пиковой дамы", то это бесконечно вторичный проект. В нем вполне очевидны откровенные заимствования у западных коллег, перетекающие в чистый плагиат. В плане самобытности и национального колорита "Пиковая дама" даже рядом не валяется с теми же "Мертвыми ласточками".
Это скорее фильм о городской легенде (собственно о "Пиковой даме"). Примитивно? Да. Топорно? Несомненно. Безыдейно? Именно так. Но звезды волшебным образом сложились и проект "выстрелил". Но только ли "волшебство" помогло переломить черную полосу невезенья? Отнюдь, не смотря на простенькую задумку, картина получилась очень даже неплохой. Так что, качественное производство - это залог успеха.
Эх, как было бы здорово, если бы все придерживались такого мнения. Если даже неоригинальная затея, при хорошем исполнении, дала такой результат, то что бы было, если бы талантливая задумка получала достойное воплощение? Но обычно все происходит с точностью до наоборот - гениальные идеи тонут в мелких огрехах и наплевательском отношении во время реализации. Это очень грустно.
Но не будем отвлекаться на печальные факты, лучше продолжим обсуждать "Пиковую даму". Итак, как я уже сказал, тематика довольно избита и что-то радикально новое вы не увидите. Но то, как снято это кино, делает его достойным внимания. Операторская работа на высоте, картинка первоклассная - четкая, яркая и разборчивая даже в темных кадрах. Палитра продуманная и уместная.
Звуковая дорожка выверенная до мелочей. Заостренные звуки шагов, шорохи, скрипы, удачно примененные скримеры, атмосферная музыка, намеренные перепады громкости озвучивания - все это здесь есть. Актерская игра естественная и вполне убедительная. Никаких переигровок или, наоборот, полного отсутствия эмоций вы тут не найдете. "Оскара" не дашь, но раздражения образы персонажей не вызывают.
События сцен, диалоги и динамика неплохи. До откровенного нелогичного бреда авторы не опустились. Все довольно ровно и планомерно. В общем, все составляющие картины на вполне приемлемом и даже высоком уровне. На выходе, мы получаем бодрый, крепкий, серьезный ужастик, ничем не уступающий западным или восточным вариантам. Не уникальный, но продуманный и проработанный.
Откровенного страха или любых других сильных чувств кино у вас не вызовет, но один раз точно развлечет. Послевкусие не то, чтобы приятное, но точно не отвратительное. Сюжет надолго вам не запомнится, но во время просмотра скорее всего затянет. В целом, такое зрелище можно даже порекомендовать, в качестве вечернего развлечения. Хватайте друзей, попкорн, плед и устройте себе киносеанс.
Маршрут построен. Год - 2016. Страна - Россия. Режиссер - Олег Асадулин. Оценка Кинопоиска - 3.991. Оценка IMDb - 3.7.
"Маршрут построен" как раз является одним из тех фильмов, которым открыла дорогу "Пиковая дама". Насколько мне известно, к обоим фильмам даже приложили руку одни и те же люди. Только вот получилось у них не очень. Картина прошла мимо большинства зрителей и слава Богу. Да и сейчас мало кто решается на просмотр, видя оценки критиков и зрителей. Но давайте все же поговорим немного о данном кино.
Не будем сильно рассусоливать и перейдем сразу к сути. Почему фильм вызвал столь резкую негативную реакцию у публики? На это есть сразу несколько причин. Во-первых, вторичность сюжета. Мы с вами прекрасно понимаем, что трудно придумать что-то кардинально новое в современном кинематографе и можем сделать определенную скидку. Но проклятый автомобиль - это перебор. Это не избитая тема, а уже убитая.
Во-вторых, минималистичность съемки. В умелых руках и при правильной подаче, это может быть даже плюсом - нестандартным авторским решением, аскетическим стилем, театральностью. Но не здесь. В данном конкретном случае, это просто банальный недостаток бюджета и находчивости. В итоге, полтора часа вы смотрите на одну машину с двумя людьми внутри на темной дороге. И больше ни на что.
И в-третьих, общее исполнение. Если в случае с "Пиковой дамой" - это была сильная часть, то здесь это последний гвоздь. Ужасная операторская работа, кошмарные ракурсы и палитра цветов в кадре, полная неразборчивость происходящего. Спецэффекты уровня школьной постановки - предметы, дергающиеся на ниточках, и третьесортная бутафория. Звуковую дорожку, видимо, записывали на ходу.
По крайней мере, следов ее обработки или хотя бы очистки от шумов я не заметил. Про музыку лучше умолчать, в лучшем случае, вы не обратите на нее внимание. Последней надеждой режиссера снять что-то удобоваримое были актеры. Думаю, любой должен понимать, что к артистам, которые практически на протяжении всего хронометража будут в кадре, нужно предъявить повышенные требования.
Но то ли гонорар был слишком мал, то ли создатели к этому моменту просто плюнули на все, но артисты подобрались на редкость бездарные. Более регулярного чередования откровенной переигровки с полным отсутствием эмоций, в пределах одной картины, я давно не встречал. Сценарий, который пестрит несостыковками и логическими пробелами только подливает масла в огонь. Фильм проседает до уровня бреда.
Ну, в общем, вы поняли, "Маршрут построен" - далеко не гениальное фестивальное кино. Но есть ли хоть один довод "за"? Вообще-то есть и даже не один. Во-первых, как бы плох не был сюжет, в нем есть пара-тройка интересных моментов и даже финальный твист (предсказуемый, но все же). А во-вторых, это уникальность картины для российского кинематографа. Да, вы не ослышались и глаза вас не подвели.
Да, я писал, что фильм бесконечно вторичен, но я сейчас говорю не о его общей сути. Я говорю о том, что "Маршрут построен" - это дорожный хоррор. В мировом кинематографе (особенно, в западном) - это полноценный огромный жанр. Ну любят "америкосы" дороги и автомобили, что поделать? Это у них в крови и культуре. Но у нас с этим как-то не особо. Не наша тематика, так сказать.
Если вы попытаетесь вспомнить хоть один отечественный фильм в жанре "роуд-муви", то вам вряд ли это удастся. Ну, может, у самых заядлых киноманов получится назвать что-то отдаленно похожее. А если сузить критерий поиска до ужастика в сеттинге "роуд-муви", то здесь зайдет в тупик даже историк кино. И вот в этом месте на сцену выходит "Маршрут построен". Кривой, косой, сирый и убогий, но все же уникальный.
Что можно сказать напоследок? Рекомендовать к просмотру я такое не стану. Все же, минусы очевидно перевешивают плюсы. Но скажу так - для интересующихся разнообразием российского кинематографа и ужастиков, в частности, это будет интересный опыт. Отнеситесь к этому кино, как к дешевой, но редкой монетке в копилку. Не забудьте перед просмотром опустить планку ожиданий на минимум и удачи вам.
Спасибо за внимание!
Супер сложный тест для геймеров.