Достать «Ниву» из реки, снять из второго этажа заброшенного здания погибшего, найти в лесной глуши потерявшихся девушек, оказать помощь человеку, находившемуся в маниакально-депрессивном состоянии, найти упавший квадрокоптер, потушить пожар – эти и многие другие задание пришлось выполнять участникам учений «Уралспас». За 36 часов 34 команды из Свердловской области полностью ликвидировали последствия чрезвычайной ситуации, возникшей по причине магнитной аномалии.
Конечно, это не только учения, соревнования и игра, но в первую очередь получений знаний, отработка умений и привитие навыков, которые в реальных чрезвычайных ситуациях помогут спасти чьи-то жизни, предотвратить непоправимое.
На этот раз, по легенде учений, вследствие резкого сдвига магнитных полюсов и изменения магнитного поля Земли возникли крупномасштабные бедствия, охватившие в том числе и Средний Урал: наводнения, землетрясения, поднятие земной коры, отказ систем управления, сбои электронных систем, нарушение системных функций человеческого организма и т.п.
Учения «Уралспас» проходят, в первую очередь, с целью научить команды, состоящие из любителей-добровольцев и профессионалов взаимодействию при возникновении чрезвычайных ситуаций и проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, что в реальной жизни может сберечь здоровье попавшим в беду и сохранить чьи-то жизни.
«Зачет» декану и студентам
Это уже восьмое по счету наше участие в « Уралспасе » , в прошлом году мы занимали I место среди автокоманд и II среди пеших. Хотя на подготовку было не особо много времени в связи с тем, что начался учебный год, плюс в новом формате – дистанта. Но, несмотря на это, от факультета спорта и безопасности жизнедеятельности (ФСБЖ) нижнетагильского филиала РГППУ было решено выставить 4 команды – декан, преподаватели совместно со студентами и выпускниками факультета. Две автомобильные команды на боевых УАЗах, и две команды пешие. В названиях команд первая часть обязательно значилась ФСБЖ, а дальше – кто как захотел: ФСБЖ «Китай», ФСБЖ «Синий», ФСБЖ «Ретр», ФСБЖ «Гроза». Я в поисково-спасательной группе ФСБЖ «Синий».
В первый день наша команда на удивление рано приехала в базовый лагерь. Ранее на учения мы приезжали всегда к вечеру часов в 19-20, приходилось быстро ставить лагерь и сразу в бой. В этот раз мы умудрились уже в час дня приехать к месту проведения учений и начали разгружаться. Часов в 17 вечера наш лагерь был уже поставлен, осталось только настроить некоторые нюансы, и мы приступили к обсуждению тактики работы на учениях. В ходе обсуждения, было решено распределится по полигону учений (он был, как всегда, не маленький – более 100 квадратных километров). Команда ФСБЖ «Синий» была на подготовленном УАЗе. Было решено закинуть нас в самый дальний угол полигона учений.
За неделю до этого мы провели разведку дорог на полигоне, все ездабельно, вроде нет тех мест, где можно сильно застрять на несколько часов (как это бывало ранее). Мы решили сейчас, пока есть время, еще до начала учений проверить еще одну дорогу на другом конце полигона, чтобы удостоверится, что и с другой стороны есть подъезды. Тут оказалось не все так просто: в том месте, где мы планировали проехать, машина не прошла по габаритам. Дабы не валить кучу деревьев, решили проехать там, где уже знали, что непременно пройдем. Точных границ полигона еще никто не знал, потому что их должны были сообщить во время старта.
Время уже было около 23:00, мы пытаемся найти как можно больше пригодных для езды дорог, для того чтобы, когда штаб нам дал информацию о возможных пострадавших, мы могли с уверенностью добраться до нужного места. Проезжая по одной из дорог, получаем информацию от штаба: «получены границы полигона», оказалось мы зажаты между двух перекрестков, где проезд запрещен. Долго стояли, размышляли, что же делать. Поступает новая информация от штаба: «через 3 часа у нашей команды старт на техногенной дистанции, которая находится около базового лагеря», стали думать, что же делать: искать объезд и ехать дальше или же возвращаться на базу и ехать на техногенку. Так как новой информации по пострадавшем в «дальнем углу» не было, решили возвращаться. Но дорога обратно перекрыта границей полигона. Нашли тропинку, по которой вроде бы должны проехать на нормальную дорогу и вернутся в лагерь. Эта тропинка оказалась лесовозной дорогой, которую всю размыло недельными дождями. Продолжаем рубиться, пару раз пришлось размотать лебедку, чтобы достать наш УАЗ из очередной ямы, один раз чуть не положили машину на бок. Почувствовали, что машина, как-то неуверенно управляется, добравшись до нормальной дороги, решили выяснить, что же произошло. Оказалось, пока мы скакали по лесовозным колеям, умудрились оторвать тягу от кузова, из-за этого, когда крутишь рулем, колеса остаются на месте, а кузов начинает двигаться.
Делать нечего ползем потихоньку до базы. Долго провозились, пока выезжали на дорогу, пришлось сразу двигать на техногенную полосу. Приехали на этап, там нам надо было, объединившись с пятью командами, произвести поиск пострадавших на ограниченной территории, за 10 мин оказать первую помощь и доложить о выполнении в штаб. Нашли всех пострадавших, это были обыкновенные бревна (их участники называют «буратино»), к которым на скотч были примотан лист А4 с именем пострадавшего и описанием травмы. Имена «буратинам» специально даются труднопроизносимые: Полторабатько, Мутеперель и подобные – для того, чтобы участники не только могли спасти пострадавшего, но, во избежание всяких недоразумений, четко и понятно до буковки доложить в штаб.
Далее мы поехали в штаб и уже расстроились, что придется либо сниматься с учений (так как наш автомобиль не мог продолжать нормально движение), либо продолжать в пешем порядке. Приехав в базовый лагерь, чудесным образом нашли сварочный аппарат у ребят из техникума Рифей (огромное им «спасибо» за это), но не только сварочник да еще в комплекте со сварщиком! В общем, проковырявшись около 4-5 часов, «Синий» был готов снова ехать в бой. Перекусили в лагере и поехали дальше. Пришла информация по пострадавшему, нужно было транспортировать из центра полигона обратно в лагерь, помчались за ним. Вернулись счастливые и довольные, новый приказ: нужно ехать спасать пострадавших в заброшенном здании. На этапе опять объединяемся с несколькими экипажами, каждый берет на себя отдельного пострадавшего. Нам достался пострадавший (уже человек, не «буратино», «живые» пострадавшие придают особую динамику и положительные эмоции учениям, там один «псих», носившийся по лесу с рулем и автомобильным гудком, чего стоил!), которого необходимо спустить со 2 этажа при помощи альпинистского снаряжения. Один участник команды поднимается по веревочной лестнице, но …сразу становится вторым «пострадавшим», у которого сломана голень, и его тоже необходимо спустить вниз. Залезаю на балкон, оказываю первую помощь, своему напарнику и спускаю вниз, второй «пострадавший» оказывается «труп» его нужно просто аккуратно спустить вниз. Всех спасли, но на этом еще не все, необходимо доложить о своих действиях в штаб при помощи радиостанции – антенну необходимо развернуть и правильно подключить. Доложились и поехали на базу.
Поступает новая информация: «неподалеку от лагеря упал ценный груз», торопимся его искать, потом, как оказалось, в нашем штабе дали неточные координаты, поэтому просто так прошатались по лесу 2 часа и пришлось возвращаться обратно.
Погода совсем не радовала, температура воздуха до -10 ночью, плюс снег сделали свое дело, в первую ночь, кто был в штабе, изрядно подмерзли. В 17 часов вечера второго дня, когда практически все наши четыре команды были в сборе, решили голосовать: остаемся и, стиснув зубы, продолжаем участвовать или едем домой. Большинством голосов решено выдвинутся домой, пока еще не слишком темно. Собрали лагерь, погрузили все вещи и выдвинулись домой. В целом остались довольны участием в данных учениях, они показывают, на что мы способны в экстремальных ситуациях. Нужно быстро принимать решения – кого спасать в первую очередь и куда выдвигаться, учат слаженной работе команд, что все-таки нужно помогать друг другу, а не бороться за призовые места. Для нас эти учения многое значат. Для преподавателей – чтобы потом научить своих студентов, как действовать в той или иной ситуации. Для студентов, будущих преподавателей ОБЖ, которых мы берем на «Уралспас» – проверить свои силы и подготовку. И хотя в этом году мы не взяли призовых мест, думаю, что «зачет» мы все получили!
Оригинал статьи размещен в мартовском номере журнала Уральский следопыт за 2021 год
автор Андрей Черный
Старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и физической культуры, заместитель декана по воспитательной работе факультета спорта и безопасности жизнедеятельности НТГСПИ филиал РГППУ . Командир поисковой спасательной группы ФСБЖ «Синий». Специализируется на картографии и ориентировании.
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях