В фильмографии Сильвестра Сталлоне есть фильмы самых разных жанров: львиную долю отнимают боевики, но мы можем вспомнить и комедии, и драмы, и фантастику, и даже детское кино (или, наоборот, взрослое – если вы понимаете, о чем я). При этом мало кто помнит, что Слай пробовал себя и в хоррорах – как минимум, одну картину в жанре фильма ужасов он может записать себе в актив. Именно в актив, но никак не в плюсы, потому что "Детоксикация" 2001 года – страшный провал, о котором никто не любит вспоминать. Разбираемся, что же пошло не так.
В прежние времена считалось, что героям экшена нечего делать в ужастиках, ведь подлинно отважные персонажи должны во всем демонстрировать невозмутимость, а двигателем хоррора всегда являлся страх. Страх перед чем-то неизвестным, жестоким или опасным. "Систему" сломал Арнольд Шварценеггер – в "Хищнике" его Датч если не боится невидимого врага, то совершенно точно опасается и считает его соперником достаточно страшным, чтобы оставить его в живых. Зрители же воспринимали битву в джунглях именно как полноценный фильм ужасов – жвала предатора снились в кошмарах, я сам после посещения видеосалона какое-то время боялся заглядывать в темные комнаты. В некоторой степени и "Терминатор" является ужастиком, но это тема для отдельного материала.
Затем в 1999-м вышло "Шестое чувство", где уже Брюс Уиллис не стал проявлять свои боевые качества, а перешел на сторону гражданских, чтобы расследовать странное психологическое расстройство мальчика, способного видеть мертвых людей. Сталлоне стал третьей суперзвездой боевиков 80-90-х, отважившихся сняться в хорроре, но увы, из этого вышел конфуз, навсегда отвадивший Слая экспериментировать со зрительским чувством страха. Первый большой провал 2000-х для звезды "Рокки" и "Рэмбо" назывался "Детоксикация".
Справедливости ради стоит отметить, что незаслуженно недооцененную "Кобру" (у меня в детстве была футболка с термонаклейкой с Кобретти в темных очках и со спичкой во рту) тоже можно в какой-то степени назвать слэшером – главный злодей в исполнении Брайана Томпсона здесь бывает дьявольски жесток. Но, с точки зрения публики, это все же боевик. "Детоксикация" же – чистая резня в лучших традициях жанра хоррор, помноженная на классический детективный шаблон. В фильме должны были столкнуться "Десять негритят" Агаты Кристи и "Нечто" Джона Карпентера, в любых других условиях это бы вызвало взрыв сверхновой, но режиссер Джим Гиллеспи не смог высечь даже искорку. Впрочем, немного огонька все-таки полыхнуло – в нем сгорел гонорар Сильвестра размером в 20 миллионов долларов при том, что в Америке фильм собрал всего 76 тысяч зеленых бумажек.
И ведь нельзя сказать, что задумка была совсем никудышной – сюжет картины отправлял зрителей в отрезанную от внешнего мира клинику по восстановлению психического здоровья полицейских, ставших жертвами стрессов и потрясений или сорвавшихся в пучину злоупотреблений. Сюда попадает герой Сталлоне, на глазах которого погибли люди, в том числе кое-кто очень ему дорогой. Увы, замкнутая система не защищает героя от призраков прошлого – в клинике орудует маньяк, чей почерк полицейскому хорошо знаком, вот только определить его оказывается непросто. Вроде всё хорошо, на этой закваске можно делать шикарный триллер вроде "Охотников за разумом" или "Белой мглы", но...
Вот что говорит о картине сам Сильвестр Сталлоне: "Всё просто и сложно одновременно. Еще на этапе съемок от проекта по какой-то причине отказался один из его продюсеров, фактически автор идеи. Увы, все остальные не были заинтересованы в конечном результате, поэтому студия посчитала всё сделанное "порченым товаром" и отправила на полку. Год спустя нас пригласили на пересъемку нескольких сцен, но как бы мы ни делали бравый вид, от проекта пахло смертью. Мы снимались и чувствовали, что над фильмом кружат стервятники, готовые полакомиться охладевшим трупом".
Картина действительно была подвергнута доработке – пересняли несколько экшн-сцен и полностью изменили финал, но исправлений оказалось недостаточно. Лента отправилась в ограниченный прокат, а затем была спешно забыта, как страшный сон. Сам Слай, впрочем, один эпизод из процесса работы над картиной вспоминает с улыбкой: "Когда нас встречали в аэропорту, водители держали в руках таблички с неверно записанным названием фильма - ДЕТОКС ("D-Tox" – заглавие фильма в оригинале). Выглядело это так, словно я, Том Беренджер, Роберт Патрик и Крис Кристофферсон приехали не на съемки а в рехаб". Воображаю, как это выглядело со стороны для случайных свидетелей такой встречи.
Как бы то ни было, неудачный опыт хорошо запомнился прославленному актеру, и любые другие предложения сыграть в чем-то "ужасающем" в хорошем смысле этого слова Сталлоне отметал без всяких шансов. В том числе и проект, имевший рабочее название "Охотник" – это выросший из сюжета небольшого рассказа сценарий, связывающий воедино отвагу Джона Рэмбо и ужас жестоких монстров, схожих с тварями из "Черной дыры". Да, таким когда-то планировался "Рэмбо 5", но Сталлоне решил держаться корней и не пересекать очерченные для себя жанровые границы.
Наверное, не стоит рассчитывать на то, что "старый конь" научится новым трюкам, но перед нами стоит пример Шварценеггера, который на старости лет взял и снялся в "Зараженной" – крутейшей зомби-драме. Может, и Слай чем-то удивит, наиграется в "Неудержимых" и выдаст собственного "Изгоняющего дьявола" или "Хэллоуин" – вот это будет номер. Такое мы непременно обсудим на канале Киноведа в штатском. А пока наслаждаемся, тем что уже вышло на экраны – читаем, смотрим, заботимся о близких, не болеем, и...
Увидимся в кино!