Частная версия толкования популярного российского фильма
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Вышедший на экраны с полгода назад российский фильм «Человек из Подольска» в немалой степени взбудоражил публику. При чём, в некоторой мере вызвав странное единодушие: нам понравилось, но мы не поняли, про что это. Наиболее частные упоминания, мол, это Кафка - только на отечественном материале, едва ли можно считать достойными внимания, так как тезис про великого пессимиста требует развернутого А употребить просто так слово «абсурд» - это негоже. Даже в рамках самого фильма за это наказывали
Надо учитывать, что Кафка существует не сам по себе, а намеки, что, дескать, «Человек из Подольска», это нечто среднее между «Процессом» и «Игрой» Дэвида Финчера, явно отсылают нас к нуарной традиции. Опять же первую экранизацию «Процесса» Кафки предпринял в 1962 году славный своими странными нуарами Орсон Уэллс (вспоминайте «Мистера Аркадина» и «Печать зла»). Некоторые из идей этого романа были заимствованы Стивеном Содербергом при создании в 1991 году вольной нуар-биографии Кафки
Кого боится маленький, невзрачный человек больше всего? Правильно – сурового, обличенного властью чиновника, апофеозом которого является полицейский. И больше всего человека страшит полицейский, логика поведения коего непостижима. Однако об этих ли страхах - отечественный фильм? Хотя они, конечно, играют важную роль для развития сюжета. Фильм проникнут ощущением безграничной паранойи, когда теряются всякие надежды, что вот-вот и всему найдется логическое объяснение.
Если вы не видели ленту, то в двух словах обозначим сюжет. Работающего в Москве жителя Подольска Николая Фролова задерживает наряд полиции и доставляет в отделение, где происходят в чрезвычайно странные вещи. Но разве в высшей мере неоднозначные полицейские и безграничная паранойя не являются отличительными чертами нуарного произведения?
Хотя с «Человека» зря сравнили с «Игрой». В «Игре», несмотря на всю абсурдность происходящего, всё-таки было объяснение оному, надо было лишь взглянуть на события «с другой стороны». А вот после просмотра «Человека» зритель так и остается без ясных ответов. Мол, догадайся сам. Зачем же мы тебя, дорогой друг, полтора часа призывали жить активной, интересной интеллектуальной жизнью и перестать быть безразличным существом?
Странно, что никто не отметил схожести сюжетной конструкции с блистательным фильмом Джузеппе Торнаторе «Простая формальность» (1994). Там тоже задерживают человека, доставляют в участок, задают странные вопросы, призывают обратиться к литературе и искусству. Однако, что мы имеем на выходе? Правильно, по сути, мистический процесс (своего рода Гнозис), то есть признание и смирение с фактом, что вы оказались на пути в «иной мир»
Однако разве в «Человеке из Подольска» мы не слышим в качестве саундтрека песню группы «Кураре»: «Смерти нет – есть только ветер»? И тогда происходящее в кадре обретает совершенно иное «прочтение». Опять же становятся понятными многие фразы, включая, недобро звучащее предупреждение: «Теперь мы будем с Вами часто встречаться». Хотя, конечно, что идея «чистилища», что «кругов ада», они не совсем «наши», в большей степени западные
Но разве не о бессмысленности серой жизни говорится в этом фильме? Жизнь дана ради радости познания, а не бесконечного, серого уныния, которым заражен главный герой. Напомним - смертный грех. И ведь бросается в глаза надпись, сделанная в подземном переходе: «Россия - для грустных». А вот это уже невольно отсылает нас к «Граду обреченному» от братьев Стругацких, только на этот раз территория непостижимого города заменена на не менее странный полицейский участок, расположившийся где-то близ Курского вокзала.