Сегодня проведем анализ очень важного Решения Верховного Суда РФ от 09.06.2016 № АКПИ16-452 в котором пойдет речь о зачислении периодов службы в армии по призыву и учебы в ПТУ в страховой стаж.
Как видим данное решение было принято в 2016 г. то есть уже после вступления в силу Закона № 400-ФЗ. И хотя данное исковое требование не касалось конкретного Пенсионного дела. Однако решение по этому делу стало существенным доводом при доказательстве прав пенсионеров.
Суть решения заключается в признании не действующим абзаца второго пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. № 1-28-У "О порядке ........ назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет".
Дело в том что этот "абзац" на прямую запрещал включение учебы и армии в льготный стаж.
цитата из Указания Минсоцзащиты абзац второй пункт 11:
Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются .
И безусловно данным документом широко пользовались работники ПФ РФ при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда (по Списку 1 и Списку 2) не включая данные периоды в льготный страховой стаж.
Дополнительным плюсом данного Решения ВС РФ является факт грамотного и последовательного изложения судом мотивировочной части.
Так Суд приводит последовательный список ранее действовавших законов регулирующих сферу пенсионного обеспечения:
- Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 г.),
- Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР",
- Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации",
Далее по существу вопроса.
В данном судебном разбирательстве речь идет о нормах Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 в совокупности с Указаниями Минсоц защиты РСФСР от 20 апреля 1992 г. № 1-28-У ссылаясь на которые ПФ обосновывает отказ в зачислении учебы и службы в армии , в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии.
Однако суд проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ныне действующему Закону ( Статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях") предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан. А также данный Закон №400-ФЗ допускает использование правовых норм ранее действующих законов (не противоречащих данному закону).
Кроме того в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, ....... дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"
А в связи с тем что в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г . действовало так же "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного от 3 августа 1972 г. N 590, в котором было определено , что в общий стаж работы засчитывались учеба в ПТУ и в других училищах, а так же служба в составе Вооруженных Сил СССР. Суд пришел к следующему выводу:
цитата из решения суда
По смыслу приведенных законоположений , федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа , дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности , позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях .
Другими словами, действовавшее ранее (до введения в действие Закона от 20.10.1990 г. N 340-1), нормы пенсионного права предусматривали включение периодов обучения в училищах, и прохождения службы при определенных условиях в специальный трудовой стаж.
А Закон РФ от 20.10.1990 г. N 340-1, действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г ., не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.
Вместе с тем данное нормативное положение (Закона №340-1 и Указание
№ 1-28-У пункт 11 абзац 2) противоречат правовым нормам действующего в данный момент законодательства (№400-ФЗ).
По данной причине суд решил проверить правовые нормы на соответствие нормам имеющим большую юридическую силу.
далее цитата из решения суда:
В соответствии с правилами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый (полностью или в части) нормативный правовой акт проверяется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу , то есть действующим на день рассмотрения административного дела.
И в результате пришел к выводу и постановил что в силу того что Закон №340-1 уже не является действующим а Закон №400-ФЗ на данный момент является действующим то именно Закон №400-ФЗ имеет большую юридическую силу.
А значит все подзаконные акты принятые на основании Закона №340-1 и противоречащие Закону №400-ФЗ утрачивают юридическую силу.
Кроме этого ПФ (для того что бы суд не принимал данного решения) предпринял попытку привести в качестве доводов тот факт что данное решение не повлияет на срок назначения истцу льготной пенсии и ее размер. И по этому, якобы, не надо запрещать использование абзаца второго пункт 11 Указание № 1-28-У.
Однако суд решил что (далее цитата суда):
Не имеют отношения к предмету проверки по настоящему делу и доводы о том, что не включение в специальный трудовой стаж периодов учебы и военной службы административного истца не повлияло на срок назначения ему льготной пенсии и ее размер , поскольку данные фактические обстоятельства относятся к содержанию конкретного правоприменительного решения органа пенсионного обеспечения.
Тем самым лишил ПФ РФ возможности в дальнейшем ссылаться на ранее озвученные документы (абзаца второго пункта 11 Указания Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 г. № 1-28-У) при отказах в оформлении льготных пенсий
Суд решил:
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет".