«Мы очень многое теряем в течение нашей жизни, и у каждого человека есть безвозвратно утраченные мгновения, которые уже не вернешь».
- Bruno Catalano.
Les Voyageurs или в переводе на русский: «Путешественники» ‒ одна из самых необычных серий скульптурных работ в портретном жанре из бронзы. Идущие, невозмутимые, с грузом в руках, навеки застывшие произведения искусства. Казалось бы, совершенно ничего необычного, но есть одно НО: их тела разбиты на кусочки, большая часть тела просто-напросто отсутствует, открыта ветру и свету. Здесь торс почти исчез; там рука выглядит так, как будто ее снесло снарядом. И всё же каждый сохраняет свой баланс, свою динамику и крепко стоит на земле.
Забавно, ведь «воздушность» и «невесомость» ‒ термины наиболее далёкие от скульптуры, а уж тем более от скульптуры из бронзы. Но французский художник талантливо смог избавиться от этого стереотипа. Люди называют эти станковые скульптуры по-разному, например «призраки», «беглецы», а чаще всего просто «рваная скульптура» из-за своей оригинальной структуры, но по истине ‒ это путешественники. Вылитые люди из бронзы многим отличаются друг от друга, но кое-что их всех объединяет: у каждого в руке дорожная сумка или чемодан, ну и пустота в области тела, естественно.
Серия Les Voyageurs создана современным французским скульптором Бруно Каталано. Это целая серия фигур, которые украшают не только знаменитые мировые выставки, посвященные современному искусству, но и улицы Марселя, Парижа, торговые центры и музеи, берега моря и склоны гор.
Самой известной скульптурой из этой серии считается скульптура художника Ван Гога. Эту знаменитую скульптуру установили на морском берегу во французской деревушке Сен-Поль-де-Ванс. Судьба у «рваной» скульптуры такая же «рваная» и беспокойная, как и у самого живописца: «путешественник» Ван Гог постоянно перемещается с места на место. А, собственно, для чего его постоянно передвигают? Как известно, художник любил путешествовать и писать самые прекрасные пейзажи, которые он лицезрел. Также известно, что Ван Гог любил посещать самые разные места в деревушке Сен-Поль-де- Ванс, поэтому люди решили дать возможность художнику даже после смерти бродить по земле и наполнять свою пустоту самыми живописными видами природы.
Вся прелесть этой скульптурой композиции заключается в том, что при таком художественном решении огромную роль играет не столько угол зрения, сколько местонахождение станкового произведения. Скульптура Ван Гога располагается на фоне живописных пейзажей французской Ривьеры. Благодаря этому любой зритель, в независимости от угла обзора, может восполнить внутреннюю пустоту Ван Гога красотой, к которой художник стремился всю жизнь. Например, если зритель посмотрит на памятник спереди, то он сможет увидеть в пустоте закат над Ревьерой, если посмотрит справа, то уже будет совершенно другой пейзаж. Это прекрасная задумка, за которой можно наблюдать бесконечно долго, именно ради этого памятник перемещается с места на место, как путешественник, который познает мир. Поэтому художник не стоит на месте, он идёт навстречу новым впечатлениям и новым прекрасным видам.
Ван Гог изображен в простой одежде: самая обычная рубашка, в которой расстегнуты верхние пуговицы на теле и закатаны рукава по локоть, также неброские штаны и пара ботинок, а что ещё-то надо? Мы можем увидеть лицо творца, которое выражает лишь безмерную человеческую усталость. Он устал от бесконечного пути к цели, к которой стремится, ведь она постоянно ускользает, увлекая его за собой. А дальше нам виднеются лишь маленькие части тела художника: немного бюста, где зритель может заметить ту самую рубашку. Далее мы видим лишь правую руку Ван Гога, в которой он крепко держит чемодан. Последнюю часть тела мы видим в виде ног художника, которые ведут его в бесконечный путь. Всё остальное отсутствует: нет левой руки, нет всего туловища и лишь незначительная часть ног до колена – всё остальное «пустота», которая каждый день заполняется чем-то новым.
Как же держится скульптура?
Стоит только внимательно присмотреться: чемодан в руке ‒ вот и разгадка. Багаж ‒ это связующее звено, которое «скрепляет» верх и низ «путешественника». Но это не мешает создавать впечатление абсолютной невесомости верхней части туловища. Вырванная часть туловища Ванг Гога символизирует пустоту внутри души художника, которую он изо дня в день пытался заполнить своими картинами вплоть до конца своей жизни. Этот вечный «турист» заставляет задуматься о сущности жизни, о целях людей, их мечтах и делах.
Как говорит сам скульптор, универсальная тема путешествий всегда его вдохновляла. Основным двигателем его творчества являются изгнание и отрешенность. Он выражает идею людей-кочевников, гордых несчастьем, в вечном стремлении к лучшему завтра. И эта трактовка уж слишком подходит под описание жизни Ван Гога.
«Я сам приехал из Марокко и нес эти чемоданы, полные воспоминаний, которые я так часто представляю. Они содержат не только образы, но и переживания, и желания: мои жизнь заключается в движении, в путешествии».
-Цитата Каталано из интервью
По словам Каталано, созданные им скульптуры – это обитатели современных городов. Его путешественники, разбитые в клочья, маршируют против бедствий, несут чемоданы, которые, кажется, содержат мир. Многие считают, что с помощью этой концепции он пытается обратиться к современным людям, чтобы показать, как они нуждаются в побеге, в движении, чтобы найти счастье в другом месте, которого им не удалось достичь ранее. В действительности каждый человек, что едет в путешествие, абсолютно чист перед новым местом. Он наг перед ним, как ребенок, и пуст, как скульптура Каталано. Всё, что есть у странника – багаж, который символизируют прошлый опыт, прошлые впечатления. А как же пустота? Пустота должна наполниться чем-то новым в путешествии. Многие люди узнают себя в бронзовых отражениях и разве это не успешная алхимия искусства?