Найти тему
Jon Lanky Silver

История блюзмена Muddy Waters.

Музыкант блюзмен Muddy Waters, Мадди Уотерс, Мадди Вотерс.

Мастер блюза Мадди Уотерс, крупнейший представитель чикагской школы блюза. Годы жизни музыканта 1915-1983 года.

Своё прозвище Маккинли Морганфилд получил ещё в детстве. Мадди Уотерс означает буквально - грязные воды, то есть грязнуля.

Как и большинство других музыкантов из Чикаго, Уотерс родился не в самом Чикаго, а на Юге США в местечке Роллинг Форм, штат Миссисипи.

Сначала будущий мастер блюза учился играть на губной гармошке, а потом уже на гитаре. Учился он по пластинкам Роберта Джон­сона и наблюдая за игрой популярного исполнителя народных блюзов Сон Хауса, от которого перенял прием игры боттлнек, то есть скольжение по струнам горлышком от бутылки, которое надето на палец левой руки.

В 1942 году видный фольклорист Алан Ломакс, разыскивая Роберта Джонсона, который к тому времени уже умер, повстречался с Маккинли Морганфнлдом - Мадди Уотерсом и записал его пение и игру для Библиотеки конгресса США. Вдохновлённый таким вниманием, Мадди Уотерс бросает работу на ферме и в 1943 году перебирается в Чи­каго. Кстати, миграция населения из сельскохозяйственных районов Юга США на промышленный Север - это процесс, особенно болезненно сказывавшийся на неграх, которые искали в больших городах свободы от расовой дискриминации, но ожидания их редко оправдывались. Процесс этот нашёл яркое отражение как в американской художественной литературе, так и в негритянских блюзах, в частности в характерно ностальгической песне "Поезд на Юг", которую Мадди Уотерс записал в 1959 году для пластинки "Мадди Уотерс поет блюзы Биг Билла Брунзи". Однако стать сразу музыкантом-профессионалом блюзмену не удалось. Приходилось как и на ферме, днями работать, музыке отдавались только выходные дни.

В 1944 году Мадди Уотерс при помощи одного родственника приобретает электрическую гитару, происходит его знакомство с продюсерами братьями Чесс, которые работали тогда в небольшой фирме грамзаписи "Аристократ". Для этой фирмы и были сделаны первые его записи, которые получили известность в негритянской среде. В 1950 году братья Чесс создают собственную фирму грамзаписи, и с ней Мадди Уотерс на четверть века связывает свою творческую судьбу, он даже был для компании "Чесс" кем-то вроде художественного руководителя. Через его ансамбль проходят многие впоследствии прославившиеся авторы-исполнители блюзов, такие, как Литтл Уолтер, Джеймс Кот­тон, Джуниор Уэллс - губная гармоника, Отис Спэнн - фортепиано, Джимми Роджерс и Бадди Гай - гитара, Фред Белоу - ударные инструменты, Уилли Диксон - контрабасист и автор большого числа песен. Даже такие популярные фигуры из мира рок-н-ролпа. как Бо Диддли и Чак Берри, своими первыми шагами обязаны именно Мадди Уотерсу.

Созданные при участии перечисленных выше музыкантов записи Уотерса 1960-х годов - это классика городского блюза, точнее его поздней разновидности под название ритм-энд-блюз.

Ритм-энд-блюз - это не народные песни-куплеты под гитару, как правило, анонимные, и не джазовые буги-вуги, которые выкрикивали, стараясь перекричать джаз-оркестр или биг-бэнд 30-40-х годов.

Главное в ритм-эн д-блюзе - как раз небольшой ансамбль с электроинструментами. Сначала гитарой, а позднее и бас-гитарой. Певец умело пользуется микрофоном, вступая в настоящий диалог со своими аккомпаниаторами. Можно даже сказать, что ансамбль Уотерса начала 50-х годов, это фактически первая в истории рок-группа. Сравните, например. "Перекати- поле" с блюзом "Hoochie Coochie Man", как эффектно вторит певцу и автору песни на своей губной гармошке Литтл Уолтер и как из диалога певца и аккомпаниатора рождается новое качество.

В середине 50-х годов Мэдди Уотерс гастролировал в Великобритании в сопровождении диксиленда Криса Барбера. Хотя любители традиционного джаза остались недовольны тем, что Уотерс играл на электрогитаре, гастроли эти можно назвать эпохальными. Под влиянием Уотер­са англичане Сирил Дэйвис и Алексис Корнер создают группу "Блюз инкорпорейтед", от которой впоследствии отпочковываются "Ярдбёрдз", в которой играли гитаристы Эрик Клэптон, Джимми Пейдж, Джеф Бек. И группа, даже взявшая себе название из песни Уотерса -"Роллинг Стоунз", значение которой "Перекати-поле", а во множественном числе "Проходимцы".

В 1960 году состоялось триумфальное выступление Мэдди Уотерса в рамках знаменитого фестиваля джаза в Ньюпорте. Успех его ещё раз подтверждал, что джаз вновь обращается и своим негритянским истокам после длительного периода кул-джаза. Даже запись блюза "I Got Му Mojo Workin" передаёт атмосферу этого фестивального выступления. Уотерс вообще легко находил контакт с любой публикой где выступал. Это запечатлено и на пластинке под названием "Отцы и дети", на которой Уотерс выступает в сопровождении своих последователей, молодых белых американцев Пола Баттерфилда и Майка Блумфилда в 1969 году, и в кинофильме "Последний Вальс", снятом во время прощального концерта знаменитой группы "Бэнд" в 1976 году.

Во второй половине 1960-х годах продюсеры пытались представить Уотерса как рок-музыканта, однако пластинка "Electric Mod" и другие того же периода не имели видимого успеха, и певец вернулся к блюзу.

В 1972 году выпущенная в Лондоне пластинка получила высшую американскую награду "Грэмми", в записи её участвовали такие звёзды британского рока, как Рори Галагер, Рик Греч и Стиви Уинвуд.

Несмотря на автомобильную катастрофу в 1973 году, Уотерс не прекратил активно выступать, и в 1976 году он гастролировал в Европе в одной программе с такими мастерами современного на тот момент джаза, как Сонни Роллинс и Маккой Тайнер. Тогда же выступил на Варшавском фестивале "Джаз-Джембори" - две пластинки записанные на этом фестивале польской фирмой "Поль-джаз", хорошо известны любителям блюз музыки.

Во второй половине 70-х годов Уотерс подписал контракт с фирмой "Блю Скай", его продюсером стал авторитетный гитарист из Техаса Джонни Уинтер. При участии Уинтера, умело воссоздающего атмосферу подлинного блюза 50-х годов, также было выпущено несколько пластинок.

Мадди Уотерс, он же Маккинли Морганфилд, бесспорно и несомненно вошёл в историю музыки XX века. Благодаря таким музыкантам, как он сам. Би-Би-Кинг, Хаулин Вулф, завершается превращение сельского блюза народной песни глубокой провинции Юга США в один из международных музыкальных языков, одинаково понятных и в контексте импровизационного джаза, и негритянской соул-музыки, и электрифицированного рока.

-2