Как ослепительно красива она на портрете Ренуара. Рыжевато-каштановые волосы, выразительные глаза, черные брови, четкие темные губы контрастируют с нежной кожей...Как я заглядывалась на этот портрет. Невероятно притягательна на нем Жанна. Веет от нее и томной богемностью, и мягкой женственностью и чем-то полусказочным. Впрочем, за это стоит благодарить лишь художника. В жизни модель была схожа с жизнерадостной лошадью. Увы. С моим критическим отношением к миру, я уже давно не удивляюсь тому, насколько не совпадают реальность и созданный образ. Неважно, кем созданный: поэтами ли, художниками ли. Но Жанна...Жанна стала болезненным ударом. И нет, я не пытаюсь осудить ее внешность, я просто хочу показать этот чудовищный разрыв между портретом и оригиналом.
Итак, Жанна Самари. Женщина, неоднократно служившая моделью художнику-импрессионисту Огюсту Ренуару. Ее портретом, который находится в Эрмитаже (если быть совсем уж точной, в здании Главного штаба, куда обычно не доходят туристы), остается только восхищаться. На нем - Жанна в свои 21. Очень красивая и очень взрослая.
Жанна Самари родилась 4 марта 1857 года в семье артистов: ее отец, Луи-Жак Самари, был виолончелистом в Парижской опере, а бабушка и две ее тетки по материнской линии служили в театре "Комеди Франсез". Cтаршая сестра Жанны - Мари тоже стала известной актрисой, старший брат - знаменитым скрипачом, а младший - актером.
В 1871 году девушка поступила в национальную консерваторию, в 1874 году, окончив ее, получила первую премию. В том же году дебютировала в театре: играла в комедийных постановках по пьесам Мольера.
К Жанне пришел успех...но как к актрисе комедийных ролей. Журналисты, оставляя рецензии о пьесах с ее участием, описывали ее как "толстую, розовую и веселую". Она была хороша в образе задорной и пронырливой служанки. Правда, мечтала о большем. Ее идеалом была знаменитая Сара Бернар. Но у той - серьезные драматические роли, слава, престиж...
Впрочем, у Жанны были некоторые преимущества: она на добрый десяток лет моложе, да и амбициозности ей было не занимать.
Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, Жанна начала работать моделью. Она мечтала стать еще одной "Божественной Сарой", перейдя от "низкого" жанра - комедии, к "высокому" - трагедии. Что поделать, драматические актрисы получали большее уважение.
К несчастью для Жанны, ни один из ее портретов, написанных Ренуаром, не имел успеха у критиков и широкой публики. Друзья художника, увидевшие в его мастерской портрет Жанны в полный рост, пришли в восторг. А вот на выставке 1878 года картина была помещена очень высоко и окружена другими работами...Лучший отзыв о ней был - "занимательный портрет."
Не оправдав ожиданий друг друга, Самари и Ренуар расстались в 1880 году. Ренуар в это время влюбляется в Алину Шариго, свою модель и будущую жену, а Самари отправляется на поиски более "академического" художника. Она попытала счастья с Жюлем Бастьеном-Лепажем, но тот ожиданий не оправдал: ни художник, ни портрет не прославили Жанну так, как ей хотелось бы.
Она обратилась к Луизе Аббема, которая в 1875 году написала портрет Сары Бернар, получивший высокие оценки критиков. Но Жанне снова не повезло: портрет этой художницы не был признан публикой успешным.
К 1882 году Жанна окончательно разочаровалась в карьере, которая не складывалась. Славы Сары Бернар достичь ей так и не удалось. А потому она выбрала другой вариант самореализации и вышла замуж за богатого светского мужчину по имени Поль Лагард.
Лагард был страстно влюблен в актрису, но его родители были в ужасе. Их сын, хороший мальчик из приличной семьи, решил жениться на простой девице с далеко небезупречной репутацией. На церемонии бракосочетания родители присутствовать отказались.
Самари, по-видимому, обрела счастье как жена и мать: в 1890 году она написала детскую книгу "Лакомства Шарлотты", которая обрела популярность. Однако Жанна не успела насладиться успехом: в том же году она умерла от тифа.
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например: