Поль Сезанн (19 января 1839 г. — 22 октября 1906 г.) — французский художник XIX века, ставший основателем и центральной фигурой постимпрессионизма. Его картины получили признание лишь в последние годы жизни мастера, так как на целых полвека опередили свое время. Выработанная художником система сопряжения линии, цвета и мазка отличалась удивительной логикой и впоследствии вдохновляла не одно поколение художников. Поль Сезанн написал лучшие свои работы во второй половине XIX века и оказал сильное влияние на развитие авангардной живописи в начале следующего столетия.
Поль Сезанн начал рисовать в пятилетнем возрасте. Окончив начальную школу, в 1852 году мальчик поступил в Коллеж Бурбон на полный пансион. Живописные таланты Поля педагоги признали посредственными. После завершения учебы Сезанн несколько лет посещал бесплатную школу живописи Жозефа Жибера (Joseph Gibert), а затем добился от отца разрешения ехать в Париж.
Сезанн переехал в столицу в 1861 году и начал подготовку к поступлению в Академию художеств. Академист Жибер научил Поля базовым приемам живописи, но работы молодого художника были откровенно слабыми. В частной школе Шарля Сюиса, Сезанн познакомился с Клодом Моне и Камилем Писсарро и в 1863 году представил две свои работы на «Выставке отверженных». В экспозиции художник увидел знаменитую картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве» и пришел от нее в восторг. Восхищение новым искусством привело его в круг импрессионистов. Слова одобрения и поддержки он услышал только от своего кумира Мане, при этом Салон раз за разом отвергал картины молодого мастера, а в Академию ему так и не удалось поступить. Работы Сезанна настолько выходили за рамки представлений общества об изобразительном искусстве, что их называли «живописью из сточной канавы».
В 1875 году в жизни Сезанна произошло знаковое событие — он познакомился с коллекционером Виктором Шоке, который стал постоянным покупателем его работ. Художник регулярно участвовал в выставках импрессионистов, но не слышал ничего, кроме издевательств. Не обращая внимания на критику, уверенный в своей гениальности, Сезанн продолжал плодотворно работать и создал в последующие десятилетия лучшие свои произведения.
Несмотря на живую нежность, фрукты на «Натюрморте с драпировкой», как всегда у Сезанна, очень осязаемы, имеют вес и плотность. Твердо на столе стоит и кувшин, в отличие от тарелок, призванных, как и правый фон, уводить зрителя от реальности и недоумевать. Правый край стола приподнят или нет? Скатятся ли при таком наклоне тарелки на зрителя или нет? А есть ли что-нибудь в тяжелом на вид кувшине? Искусствовед А. Дубешко считает, что автор допускает нарушение в перспективе специально в знак отказа от известных академических натюрмортов, используя взгляд на предметы натюрморта под разными углами. Специалисты по живописи отмечают необыкновенное чувство равновесия форм и красок в работе, что делает ее красивой, цельной и стабильной в нашем материальном мире.
Настоящая слава пришла на персональной выставке, которую в 1895 году организовал торговец предметами искусства Амбруаз Воллар. Картины раскупались, как горячие пирожки, а работы мастера наперебой хвалили как критики, так и рядовые зрители. За первой выставкой сразу последовала вторая, и к 1900 году пожилой художник из объекта насмешек превратился в живую легенду и мессию нового искусства. Все хотели познакомиться с Сезанном, а не привыкший к такому вниманию мастер никак не мог поверить в искренность обращенных к нему слов восхищения.
Молодежь возвела Сезанна в ранг своего духовного наставника и при встрече записывала за ним каждое слово. На выставке Салона 1904 года для экспозиции мастера был выделен целый зал. Два года спустя продолжавший упорно работать на пленэре Сезанн подхватил бронхит. В дальнейшем простуда перешла в воспаление легких, которое погубило художника. 23 октября 1906 года Поль Сезанн скончался в возрасте 67 лет.
Самые известные картины Сезанна
Среди картин Поля Сезанна присутствуют работы всех жанров, но их объединяет умение живописца передать свой собственный внутренний динамизм, сильные эмоции, которые хорошо чувствовали те немногие зрители, кто смог оценить по достоинству его ранние работы. Мастер упорно работал всю свою жизнь и оставил последующим поколениям более 800 картин.
Дом Повешенного
Яркий пример сложного совмещения разных планов, когда взгляд зрителя от левого нижнего угла картины уходит в глубокое пространство за постройками.
Горы во французском Провансе
Художник разбирает горный пейзаж на составляющие, а затем строит из него собственную реальность (прием, позднее подхваченный конструктивистами).
Парень в красном жилете
Мастер использует красный цвет как формообразующий элемент, обилие черного придает портрету трагическое звучание.
Натюрморт с черепами
Отражает посещавшие Сезанна на склоне лет мысли о бренности существования.
Большие купальщицы
Плоскостная и подчеркнуто-декоративная работа написана с фотографий, художник рассматривал ее как главный шедевр в своей жизни.
Живописец искренне сожалел, что родился слишком рано и говорил, что чувствует духовное родство с художниками следующих поколений. Творчество мастера обрело многих последователей, а его манера даже получила свое название — сезаннизм.
Сезанн создал мир за пределами человеческого опыта. Красота его цветного строительства абстрактна, и неудивительно, что многие художники начала 20 века, особенно кубисты, называли его отцом современного искусства.