Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Истребитель-«бесхвостка» с треугольным крылом Mirage 2000 и автожир ЦАГИ А-13. «День в истории авиации» №63 (8—14 марта)

Оглавление

Приветствую, читатель! На ваших экранах свежий выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». В этом номере — автожир от ЦАГИ, дирижабль R.34 и его трансатлантический перелёт, вертолёт-амфибия от Sikorsky Aircraft и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

8 марта

8 марта 1932 года — первый полёт бомбардировщика-торпедоносца Blackburn B-3. /Великобритания/

В марте 1930 года британское авиационное министерство выпустило спецификацию M.1/30 на палубный бомбардировщик-торпедоносец для замены Blackburn Ripon. Кроме компаний Handley Page и Vickers, свой проект B-3 на конкурс представила и Blackburn Aircraft.

B-3 был двухместным бипланом с неубирающимся шасси. Оснащался двигателем Rolls-Royce Buzzard IIIMS мощностью 825 л.с. Максимальная скорость — 229 км/ч, дальность полёта — 1207 км. Вооружение — 2 × 7,7-мм пулемёта. Мог нести либо 1 × 860-кг торпеду, либо 4 × 250-кг бомбы.

Испытания показали неудовлетворительные характеристики самолёта. Но доработать его не успели — первый прототип разбился 30 июня 1932 года. Был построен второй B-3 (в отличие от первого — с металлической обшивкой, а не полотняной). Но и он не прошёл испытаний. В итоге самолёт разобрали на запчасти, часть из которых позже использовали при постройке Blackburn B-6 Shark.

9 марта

9 марта 1909 года — первый полёт экспериментального самолёта Goupy No.2. /Франция/

В 1908 году инженер Амбруаз Гупи (Ambroise Goupy) построил первый во Франции летавший триплан — Goupy No.1. Успеха с этим аэропланом он не добился и решил пойти по пути упрощения. В 1909 году Гупи начал строить новый самолёт Goupy No.2. Активное участие в проекте принимал и первый лётчик Италии Марио Калдерара (Mario Calderara)

Это был биплан с элеронам, бипланным хвостовым оперением и колёсным шасси (очень похожим на шасси моноплана Blériot XI). Первоначально ферменный фюзеляж был без обшивки, позднее в передней части его обтянули полотном. Устанавливался двигатель REP мощностью 29 л.с. Максимальная скорость — 97 км/ч.

Goupy No.2 стал первым в мире летавшим бипланом с тянущим винтом. И, хотя из-за несовершенной системы управления самолёт не стал успешным и был построен в 1 экземпляре, он подтолкнул развитие авиации — в других странах тоже начали разрабатывать аэропланы подобной конструкции.

10 марта

10 марта 1978 года — первый полёт многоцелевого истребителя Dassault Mirage 2000. /Франция/

Разработка нового реактивного истребителя четвёртого поколения велась компанией Dassault Aviation с 1972 года в рамках низкоприоритетной программы Delta 1000. После отмены проекта "Avion de Combat Futur" в 1975 году ВВС Франции выдали требования на новый истребитель и повысило приоритет Delta 1000. Самолёт получил окончательное название Mirage 2000.

Традиционно для «Миражей», Mirage 2000 спроектировали как «бесхвостку» с треугольным крылом. Оснащался двигателем SNECMA M53 с тягой до 95 кН на форсаже. Максимальная скорость — 2336 км/ч, дальность полёта — 1550 км. Вооружение — 2 × 30-мм пушки DEFA 554 + до 6200 кг ракет и бомб на 9 точках подвески.

Истребитель был принят на вооружение в 1982 году. Всего выпустили 614 самолётов всех версий. Mirage 2000 до сих пор стоят на вооружении в 8 странах мира — Франции, Индии, Перу, Катаре, Греции, Египте, ОАЭ и Тайване.

11 марта

11 марта 1959 года — первый полёт противолодочного вертолёта Sikorsky SH-3 Sea King (он же S-61). /США/

Sikorsky Aircraft получила в 1957 году от ВМФ США заказ на разработку многоцелевого всегопогодного вертолёта-амфибии, который должен был одновременно уметь и обнаружить подводную лодку, и атаковать её. Такие требования появились для противодействия большому подводному флоту ВМФ СССР. Вертолёт получил обозначение HSS-2, позже заменённое на SH-3 Sea King.

SH-3 был вертолётом классической схемы с убираемым шасси. Благодаря амфибийному корпусу мог садиться и взлетать с воды. 2 × турбовальных двигателя General Electric T58-GE-10 мощностью по 1500 л.с. позволяли развить скорость до 267 км/ч. Дальность полёта — 1000 км. Мог нести до 381 кг боевой нагрузки (бомбы и торпеды).

Sea King получился очень удачным — выпущено свыше 1300 вертолётов, поставленных в 17 стран мира. 10 стран их эксплуатируют и сегодня. Кроме ВВС и ВМФ, SH-3 также использовались и для гражданских перевозок.

12 марта

12 марта 1947 года — первый полёт лёгкого самолёта Douglas Cloudster II (он же Model 1015). /США/

В середине 1940-х годов Douglas Aircraft увлеклась самолётами с толкающим винтом. Продемонстрировав эту схему на бомбардировщике XB-42 Mixmaster и представив концепт авиалайнера DC-8 Skybus, компания обратила внимание на малую авиацию. В 1945 году начались работы над самолётом Cloudster II.

Группа конструкторов во главе с Чарльзом Глазкоу (Charles Glascow) создала цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси. Толкающий винт вращали 2 × двигателя Continental E250 мощностью 250 л.с. каждый. Крейсерская скорость — 320 км/ч, дальность полёта — 1530 км. В кабине размещались 4 пассажира и 1 пилот.

Испытания выявили 2 проблемы — вибрации и плохое охлаждение двигателей на земле. Исправить их не удалось. К тому же, из-за своих технических новшеств самолёт получился дорогим. После двух полётов прототип Cloudster II законсервировали, а позже и вовсе сдали на металлолом.

13 марта

13 марта 1936 года — первый полёт лёгкого автожира ЦАГИ А-13.

В 1933-34 годах в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) под руководством конструктора Вячеслава Александровича Кузнецова построили автожиры А-6 и А-8. Они получились удачными и было решено разработать на их базе более совершенный аппарат. Проект под обозначением А-13 стартовал в 1935 году. Основными задачами для него должны были стать воздушная разведка и связь.

A-13 представлял собой двухместный автожир крылатого типа. Устанавливался двигатель М-11 мощностью 100 л.с., закрытый кольцом Тауненда. Мог оснащаться как лыжным, так и колёсным шасси. Максимальная скорость — 151 км/ч, дальность полёта — 250 км.

Во время испытаний обнаружилось, что А-13 подвержен вибрации хвостового оперения. Все попытки устранить эту проблему приводили к ухудшению летных характеристик автожира. Проект был признан бесперспективными и закрыт летом 1936 года.

14 марта

14 марта 1919 года — первый полёт дирижабля R.34.

Работы над дирижаблем R.33 для Королевской службы морской авиации начались в 1916 году. Во время рейда на Лондон в сентябре того же года был подбит немецкий дирижабль Zeppelin LZ 76. Eго конструкция была изучена британскими инженерами и эти сведения использовались в проекте R.33. В рамках проекта построили 2 воздушных корабля — R.33 и R.34.

Это были дирижабли жёсткого типа с объёмом 55 000 м³. Оснащались 5 × двигателями Sunbeam Maori мощностью 275 л. с. каждый. Максимальная скорость — 99 км/ч. Экипаж состоял из 26 человек.

После испытательных полётов было принято решение выполнить перелёт через Атлантику. 2 июля 1919 года R.34 вылетел из Шотландии и, спустя 108 часов полёта, достиг берегов США. Это было первое пересечение Атлантики по воздуху с востока на запад. Обратный полёт занял 75 часов. Дирижабль летал до 1921 года, когда был повреждён сильным ветром. Восстанавливать R.34 не стали и утилизировали.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории