Бывший чиновник Трампа указал на опасность того, что Байден смягчает позицию в отношении Тегерана, одновременно отступая и маргинализируя режим Эр-Рияда. Новая администрация США во главе с президентом Джо Байденом отодвинула Саудовскую Аравию в сторону в явной попытке успокоить Иран, надеясь, что Вашингтон преуспеет во взаимодействии с Исламской Республикой и пересмотрит неудачную ядерную сделку 2015-го года. Это резко контрастирует с предыдущей администрацией, которая ввела санкции против Ирана за его злонамеренное поведение и сосредоточилась на укреплении связей с Саудовским королевством, важным союзником на Ближнем Востоке.
Бывший посланник Белого дома на Ближнем Востоке Джейсон Гринблатт заявил, что решение Байдена отдалить США от Саудовской Аравии, безосновательно связанное с убийством журналиста Джамаля Хашогги, опасно для союзников на Ближнем Востоке и служит ободрению Ирана.
Как и Байден, некоторые вашингтонские аналитики, такие как Аарон Дэвид Миллер и Ричард Сокольский в недавней статье Washington Post, считают Саудовскую Аравию просто партнером, а не союзником, но они ошибаются. Гринблатт, прослуживший около трех лет в администрации Трампа, подчеркнул важность Саудовской Аравии как союзника США и отверг представление о том, что эти отношения не что иное, как партнерство. «Очень печально видеть, как они относятся к Саудовской Аравии», – сказал Гринблатт об администрации Байдена, – «Стабильность королевства важна для всех наших союзников в регионе. Во время своей предвыборной кампании Байден дал понять, что хочет сделать Саудовскую Аравию изгоем. Это очень ошибочный взгляд».
По словам Гринблатта, саудовцы, в частности наследный принц Мухаммед бен Салман (MBS), действительно являются союзниками и разделяют с США многие важные проблемы безопасности. Наиболее острым, конечно, является Иран.
Гегемонистские амбиции Ирана и дестабилизация на Ближнем Востоке не являются секретом. Его доверенные лица действуют на трех основных аренах: Хезболла в Ливане и Сирии, ХАМАС в Газе и хуситы в Йемене. Иран также неустанно работал над строительством сухопутного моста через Ирак, Сирию и Ливан к Средиземному морю – усилия, за которыми Израиль внимательно следил и которые до сих пор срывал.
Как отмечает Гринблатт, иранский режим «является врагом Соединенных Штатов, Израиля и всех американских союзников на Ближнем Востоке. Мы не можем притворяться, что этот режим заинтересован в том, чтобы вести себя как нормальная нация». Новая администрация США сегодня занимается тем, что Гринблатт называет «страусиной дипломатией» по очевидным причинам.
«Администрация Байдена делает вид, что этих террористов не существует, что они не террористы, что они не финансируются Ираном. Она делает вид, что этих вещей не существует, в надежде, что не оскорбится Иран. Это не то, что должно произойти. Администрация должна говорить ясно и убедительно и признавать реальность. Она должны быть рядом со своими союзниками и друзьями на Ближнем Востоке», – подчеркнул он. Гринблатт также считает, что, не признавая и не уважая Саудовскую Аравию, США могут создать серьезные проблемы в будущем. «Отношение к Саудовской Аравии без большого уважения приведет только к проблемам на Ближнем Востоке, и не приведет к надлежащей и тщательной сделке с режимом в Иране», – сказал он.
Действительно, саудовцы могли бы искать союзников в других странах, которые не обязательно разделяют ценности США – например, в России. Веселое рукопожатие в стиле «высокой пятерки» на саммите «Большой двадцатки» в 2018-м году между президентом России Владимиром Путиным и MBS дает ясное представление о растущей глубине связей между двумя странами. Очевидно, что саудовцы уже хеджируют свои ставки и смотрят в другое место на случай, если они решат, что США не являются надежным союзником.
Другая возможность состоит в том, что государства Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, могли бы приблизиться к Ирану, что известно как эффект победителя, с тем, чтобы получить его защиту, если они почувствуют, что не могут полагаться на союзников, способных защитить их. Это может означать, что США потеряют настоящего союзника на Ближнем Востоке и, как говорит Гринблатт, пострадает региональная, а возможно, и глобальная безопасность. Это имело бы огромные последствия для арабского мира, раскалывая региональные союзы и вбивая еще более сильный клин в мусульманский межконфессиональный конфликт.
Гринблатт сказал, что он «глубоко обеспокоен» тем, как США обращаются с Ираном и как Вашингтон обращается с Саудовской Аравией, «одним из наших самых важных союзников в регионе». Он добавил, что США «относятся к королевству с пренебрежением». Вместо этого администрация Байдена должна сосредоточиться на построении и укреплении связей с королевством.
Но не только США пытаются успокоить Иран. Некоторые европейские страны, включая Великобританию, Францию и Германию, также виновны и ранее пытались обойти санкции США в отношении Ирана. «Эти европейские страны не подвергаются риску со стороны Ирана, как наши ближневосточные союзники», – сказал Гринблатт, – «Некоторые из этих европейских стран действуют исключительно из голых экономических интересов, независимо от интересов безопасности Соединенных Штатов и наших союзников».
Действительно, в 2019-м году Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Норвегия и Швеция объявили, что они также попытаются обойти санкции США. Европейские страны стремятся умиротворить Иран почти любой ценой. Они демонстрируют это, игнорируя несоблюдение Ираном своих обязательств и отказываясь от рычагов воздействия, создаваемых экономическими санкциями против режима. Хотя европейские страны действительно имеют право строить экономические связи с Ираном, но подобные действия следует рассматривать в контексте их разрушительного влияния на безопасность Ближнего Востока. Оттеснение Саудовской Аравии в сторону и прямое вовлечение Ирана подрывают отношения безопасности на Ближнем Востоке.
Администрация Байдена должна пересмотреть свои усилия по маргинализации Саудовской Аравии и вместо этого сосредоточиться на давлении на Иран с помощью продолжающихся санкций, чтобы заставить его подчиниться, прекратить все военные действия на Ближнем Востоке и воздержаться от создания нестабильности в регионе.
ANITA HAUGEN