Найти тему
Часовой истории

Учебники математики царского времени и сталинского СССР - и двоечник поймет, когда и кому жилось лучше и веселее.

Оглавление

От автора о точной науке и двух правдах

Математика, как известно, наука точная, если ответ не "подгоняли". У нас в интернете "воюют" цифрами - миллион жертв репрессий - туда, десять миллионов - сюда. Страшная "математика", взятая с потолка. Ложь подкрепляется эмоциями и на этом основании обличители сталинского СССР (и СССР вообще, ключевое слово в аббревиатуре - социалистический) выносят приговор эпохе - жестокая тирания и главный виновный Сталин.

Реальные статистика и факты, которые не отрицают репрессий, - кардинально меняют акценты, показывают несостоятельность выводов и обвинений. Но фальсификаторов и обвинителей Сталина, лучшего руководителя всего периода существования супердержавы, этим не убедить. В ответ - лицемерная демагогия про "гибель одного невиновного", которую поборники прав "нарисованных на бумаге" обиженных и оскорбленных, не могут простить. При этом миллионы реальных жертв нового времени называют лузерами, которые сами виноваты, не умеют жить, не перестроились, не изжили из себя совок и т.д.

Получается две правды, но истина одна. Определить ее просто. Надо понять - когда, в какой период нашей истории недавнего времени людям жилось лучше, спокойнее и веселее.

Нагромождение лжи

Достижения СССР и заслуги Сталина принижаются, замалчиваются, приписываются другим, а недостатки многократно преувеличиваются. Обобщающие выводы делают на основе единичных негативных примеров. Октябрьскую социалистическую Революцию называют злом, которое разрушило процветающую Российскую империю (забывая, что царь отрекся по требованию буржуазного Временного правительства, а не по приказу большевиков).

Ностальгия "по России, которую мы потеряли" благодаря большевикам, культивируется современным российским агитпропом особенно настойчиво. И кто бы мог подумать, что простой школьный учебник математики для 4 класса легко разоблачит этот романтичный миф о стране всеобщего благоденствия под "хруст французской булки".

Открываем и смотрим, что же "мы потеряли".

Учебник 1911 года

https://stalinism.ru/images/stories/food/sr-1.jpg
https://stalinism.ru/images/stories/food/sr-1.jpg

Вишневский Г. "Арифметический задачник для начальных училищ и приготовительных классов гимназий и реальных училищ." Изд. 31-е. - М., изд. Башмаковых.

Учебник хороший, если переиздавался тридцать один раз.

Все задачи на фактическом материале, который отражает реальную действительность России: что ели, пили, сколько, куда ездили, что сколько стоило, весило, кто работал, сколько зарабатывал, сколько подавали нищему, и сколько лет надо было работать, чтобы купить имение и т.д. С такими данными можно документальную летопись страны писать с 1889 года (самая поздняя дата, которая в учебнике упоминается). Процитирую несколько примеров по https://stalinism.ru/listaya-staryie-gazetyi/stalinskij-ryvok-po-uchebnikam-matematiki.html):

Задача 1123

«Ребенок родился 12-го мая в 9 часов утра, а умер 11-го июня того же года в 1 час пополудни. Сколько времени жил ребенок?

Мальчик родился 17 января 1873 г. Когда он умер, если прожил 3 года 4 месяца».

От автора. Представить подобные условия задач в советских учебниках невозможно. Но это суровая российская действительность, которую дети в 4 классе царской России уже должны были осознавать. Позитивное мышление на таких примерах сформировать непросто. Скорее всего, такой задачи перед образованием и не ставилось.

Задача 1174

«25 нищих получили 2 руб. 75 коп. Посколько коп. досталось каждому?»

От автора: в СССР нищие были, только назывались они тунеядцами потому, что других причин не иметь возможности заработка не было. Нищие и беспризорники - это наследие царской России. В СССР - это явления послевоенного времени.

Такой вот феномен

Сейчас в России, отброшенной в капиталистическое прошлое, нищие появились снова, и беспризорники, а также безработные и тунеядцы, владеющие автомобилями, стоимостью в несколько миллионов - чисто российский феномен.

Задача 1289

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/105853/pub_5a899b0457906a5aa0737517_5a899b6e5f4967153315e458/scale_1200 Иллюстрация - работа детей до революции на чаеразвесочной фабрике в Челябинске
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/105853/pub_5a899b0457906a5aa0737517_5a899b6e5f4967153315e458/scale_1200 Иллюстрация - работа детей до революции на чаеразвесочной фабрике в Челябинске

«На фабрике работали мужчины, женщины и дети, всего 651 человек; дети составляли 7-ю часть, а женщины 3-ю часть всего числа рабочих; остальные были мужчины. Сколько нужно уплатить рабочим за неделю, если поденная плата для детей 30 копеек, женщина получает на 15 копеек больше, а мужчина получает вдвое более, чем женщина?"

https://stalinism.ru/images/stories/food/sr-3.jpg
https://stalinism.ru/images/stories/food/sr-3.jpg

От автора: какая трудолюбивая нация - работали все, даже дети. Только факт больше шокирует, чем восхищает. В советских учебниках были задачи, в которых дети сажают деревья, помогают в уборке урожая, собирают металлолом-макулатуру.

В СССР дети работали, но во время Великой Отечественной войны - стояли у станков, помогали в госпиталях и везде, где могли принести пользу. Детская самоотверженность и патриотизм во многом были результатом советского неформального воспитания и научной прогрессивной педагогики, которые представляли собой единое целое, а не были разделены, как сейчас - образование свели до уровня услуги, а воспитание из школы убрали вовсе, заменив социальными педагогами и психологами.

Справедливости ради, надо отметить - работающих на фабриках и заводах детях в современной капиталистической России нет. Зато появилось уродское явление эксплуатации детей в индустрии сами знаете какой. И в этом современность созвучна с тем, что в царской России было обыденным явлением. Знаменитый педагог Макаренко в своих произведениях описывал, как в детских коммунах перевоспитывали бывших несовершеннолетних "жр*ц л*бви", чей заработок иногда составлял стоимость пирожка с капустой.

Задача 1060

https://bigenc.ru/media/2016/10/27/1237286725/23294.jpg Иллюстрация - церковно-приходская школа 19 века в России
https://bigenc.ru/media/2016/10/27/1237286725/23294.jpg Иллюстрация - церковно-приходская школа 19 века в России

«Урок чтения продолжался 1 час 10 минут, урок чистописания 55 минут и урок Закона Божия 1 час 30 минут минут. Сколько времени продолжались все 3 урока?»

От автора: тут все просто - приоритеты очевидны. Религиозное воспитание от революций Россию не спасло, так что ноу комментс.

Задача 1269

«Продано имение, в котором было 6745 десятин пахотной земли, 2820 дес. лугов и 1392 десятины леса. Пахотную землю продавали по 241 руб. за десятину, а луга по 136 руб. за десятину. Почем продавали десятину леса, если все имение продано за 2 422 489 руб.?».

От автора: в советское время земля, недра, средства производства (фабрики-заводы-пароходы), а также все-все-все было общенародной собственностью и не продавалось, а крутилось-вертелось, росло и добывалось в интересах всех граждан СССР. То, что происходит сейчас и в царской России было обычным явлением: все продается и покупается, только заплати налоги, если не сможешь "грамотно от них уйти".

Вывод

Получается, что это не школьный учебник математики для 4 класса, а обличительный документ.

Те, кто ностальгирует по "вкусу французской булки" видят себя исключительно в роли господ, блестящих офицеров, дам в "шелках и туманах" - борьбы за вакансию поденщицы и учителя с чуть большей зарплатой среди таких мечтателей точно не будет.

Сталинский СССР

Добавил "сталинский" специально - лишний раз напомнить. Маленькая авторская провокация для страдающих амнезией - кто страну поднимал из руин и хаоса и как в итоге смогли подготовиться к войне.

https://stalinism.ru/images/stories/food/sr-4.jpg
https://stalinism.ru/images/stories/food/sr-4.jpg

Документальным свидетельством будет учебник математики 1932 года "Юным строителям Нижне-Волжского края. Рабочая книга по математике. Четвертый год обучения." Саратов: ГИЗ. Что внутри процитирую по https://stalinism.ru/listaya-staryie-gazetyi/stalinskij-ryvok-po-uchebnikam-matematiki.html и добавлю из этого же источника, что учебник относится к началу сталинской индустриализации и коллективизации.

Учебник своеобразный - создан для определенного региона в соответствии с концепцией школьного образования - не только научить, но и познакомить с родным краем, помочь с выбором будущей профессии.

Обращение к учителю

https://stalinism.ru/images/stories/food/sr-5.jpg
https://stalinism.ru/images/stories/food/sr-5.jpg

От автора: учитель - не просто преподаватель, а работник культурного фронта и это не были пустые слова. В СССР борьба за всеобщую грамотность велась на государственном уровне, как необходимое условие развития страны.

Мнение учителей считалось самым авторитетным.

https://pastvu.com/_p/a/7/3/0/73015762bbc06523a9f406d6f0773aa2.jpg Иллюстрация - индустриализация, строительство завода Фрезер в Москве в 1932 году
https://pastvu.com/_p/a/7/3/0/73015762bbc06523a9f406d6f0773aa2.jpg Иллюстрация - индустриализация, строительство завода Фрезер в Москве в 1932 году

Задача 17

" Сколько тонн угля добыто по всему Советскому Союзу за 1 день (1 апреля 1932 года) , если Донбасс в этот день дал 129 986 тонн угля, Кузбасс - на 110 757 тонн угля меньше, Уралуголь - на 8 586 тонн меньше, чем Кузбасс, а все остальные районы дали в 2 раза больше, чем Уралуголь?"

Задача 18

"По всему СССР за один день (2 апреля 1932 года) выплавлено 31 936 тонн чугуна и стали, причем стали на 1 928 тонн меньше. Сколько тонн чугуна и сколько стали выработано в СССР за этот день?"

Задача 19

"Число постоянных рабочих занятых в металлопромышленности СССР в 1927 году составляло 479 000 человек, а в 1930 году их было на 78 000 больше, а в 1932 году число рабочих увеличилось еще на 91 000 человек против 1930 года. Сколько рабочих было в металлопромышленности СССР в 1932 году?"

Задача 410

"По железным дорогам России в 1913 году было перевезено 181 и одна четвертая млн пассажиров, в 1930 году в СССР было перевезено пассажиров в 3 раза больше. А в 1931 году в 4 раза больше против 1913 года. К концу второй пятилетки в 1937 году пассажирское движение против 1913 года увеличится в 10 раз. Определить, сколько пассажиров было перевезено по ж.д. в 1930 году и в 1931 г. и сколько будет перевезено в 1937 году?

https://cdn.fishki.net/upload/post/2017/09/28/2391805/8.jpg. Иллюстрация перспективного планирования в реальности и в задачках школьного учебника
https://cdn.fishki.net/upload/post/2017/09/28/2391805/8.jpg. Иллюстрация перспективного планирования в реальности и в задачках школьного учебника

Задача 411.

"В СССР в 1932 году будет электрифицировано 460 три десятых км железных дорог для пассажирского движения, а для грузового в 7 раз больше. Сколько всего у нас будет электрифицировано всего железных дорог в 1932 году?

https://ifaq.su/uploads/images/00/00/01/2012/06/21/bf1bf8.jpg Иллюстрация - индустриализация, строительство ДНЕПРОГЭС 1927 год
https://ifaq.su/uploads/images/00/00/01/2012/06/21/bf1bf8.jpg Иллюстрация - индустриализация, строительство ДНЕПРОГЭС 1927 год

Задача 618.

"Германский рабочий, имеющий работу, получает всего 20 рублей в неделю, на жизнь он расходует в 5 и пять седьмых меньше этой суммы, остальное уходит на квартиру, проезд, налоги и страховые взносы. Сколько он расходует на жизнь и сколько отнимают другие расходы?"

Задача 619

"На 5 V - 1932 г в Берлине, главном городе Германии, было 600 000 безработных, что составляло две девятнадцатых всего числа безработных в государстве. Определите число безработных в Германии на это число."

Задача 63

"В связи с экономическим кризисом добычи нефти в САСШ в 1930 году снизилась на 5 125 618 тонн по сравнению с 1929 годом. Выразите в тысячах тонн это количество нефти".

Задача 381

"Вот какая оценка дневных ном выработки была установлена в этом колхозе (см. предыдущую задача): погонщик при плуге - три четвертых трудодня, бороновальщик на три двадцатых трудодня больше погонщика и рядосеяльщик на одну пятую трудодня больше бороновщика. Определите оценкой в трудоднях работу бороновальщика и рядосеяльщика."

Задача 421

"Уборка урожая комбайном обходится в колхозе по 5 три четвертых рубля с га. В коммуне "Сеятель" убран урожай с 4 203 га. Во что обошлась коммуне уборка урожая комбайном и во сколько обошлась бы ручным способом, считая, что уборка ручным способом обходится в 40 раз дороже, чем комбайном?"

Задача 422

"Колхозник Усадский в колхозе им. Демьяна Бедного до вступления в колхоз имел годовой доход 116 три четвертых рубля, в колхозе его заработок повысился в 3 раза. Какой его годовой доход в колхозе?"

https://naonews.ru/uploads/posts/2019-06/155975583663.jpeg Иллюстрация к теме - агитплакат для стимулирования притока населения в промышленность за счет высвобождения рабочих рук из "механизированного" сельского хозяйства.
https://naonews.ru/uploads/posts/2019-06/155975583663.jpeg Иллюстрация к теме - агитплакат для стимулирования притока населения в промышленность за счет высвобождения рабочих рук из "механизированного" сельского хозяйства.

Задача 583

"В перевыборах сельсовета участвовало 810 человек или 90% всего числа выборщиков. Сколько всего выборщиков?"

Задача 26

"Рабочие завода подписались подписались на заем на месячный оклад, что составило 2 650 рублей, с выплатой в течение 10 месяцев, равными частями каждый месяц. Какая сумма была выплачена ими по прошествии 8 месяцев? Сколько выплатил за 8 месяцев рабочий, получающий 140 рублей в месяц?"

https://stalinism.ru/images/stories/food/sr-13.jpg
https://stalinism.ru/images/stories/food/sr-13.jpg

Вывод

Что называется - почувствуйте разницу.

  • Могу предположить, что в учебнике математики царского времени тоже были задачи про добычу полезных ископаемых и железные дороги. Принципиальная разница, что в СССР все это было общенародной собственностью, как и доходы - все в один карман, народный, а не в кормушку для 10%.
http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkuTXyI77L9FTspn7H2JelHqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic Иллюстрация - советская школа в 30-е годы
http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkuTXyI77L9FTspn7H2JelHqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic Иллюстрация - советская школа в 30-е годы
  • Советский учебник математики - своего рода социально-политическая реклама социализма, начальное пособие по выбору будущей профессии (примеры самих профессий, отрасли хозяйства, зарплаты).
  • Учебник выполнял функцию ликбеза по таким прикладным позициям, как выборы, государственный заем и т.д.
  • Идеологическая составляющая присутствовала, подавалась на конкретных примерах, цифрах. Математические задачи показывали социализм и капитализм в сравнении. Безработица, кризисы - привычные для царской и современной России, характерные явления. Ничего подобного в СССР не было за все время существования.

Уважаемый читатель! Надеюсь, материал показался вам интересным. Есть над чем задуматься тем, кто еще сомневается. В том, что СССР - это прогрессивное явление в жизни России, а не зло, принесенное революцией, можно убедиться, не живя в СССР ни дня. Для этого надо хотя бы полистать детский учебник математики. Про Букварь уже и не говорю. "Империя зла", созданная Сталиным, в своих букварях учила детей главному - МИРУ-МИР.

За палец вверх спасибо, за подписку и репосты - спасибо вдвойне.

С уважением, автор.

Приглашаю посмотреть и другие статьи на канале "Часовой истории", а также посетите другой мой канал - "История с перчиком".