Что такое ВЕЛИКИЙ ПОСТ? Какой в нем смысл? Об этом рассказывает настоятель Усть-Пристанского прихода отец Никандр (Речкунов).
«СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТАГО»
Переступая порог церкви, все люди надеются на чудо: ставя свечку, все хотят чуда. Но если мы будем надеяться только на чудеса, то грош нам цена. Человек должен знать учение церкви.
Смысл этого учения, смысл жизни, - как сказал св. Серафим Саровский, - «стяжание Духа Святаго». Это значит - измениться, стать другим, качественным человеком. Серафим Саровский говорил: «Я могу из золы сделать золото, но для вас это не будет полезным».
Святой Серафим Саровский такую силу имел, которая могла изменять физические свойства различных веществ и предметов, то есть он имел свойство творца. В Дивеево, где подвизался святой, зафиксированы подтверждающие это факты. Например, вечером монашки посадили сеянку, а наутро собрали урожай лука.
В свое время один помещик, Николай Мотовилов, спросил у Серафима: «А как это – стяжать Духа Святаго? Что это произойдет с человеком?". И вот в ответ на это стало у Серафима лицо, как солнце, так что Мотовилов не мог смотреть на него». Такой силы был Дух Святой в св. Серафиме Саровском.
Как определить, есть ли Дух Святой в человеке? Если есть, то с таким человеком не просто хорошо пообщаться, просто рядом посидеть – и то ты чувствуешь, как спокойно, легко становится тебе. А с другим пообщаешься – и словно ты обезвожен, обессилен.
«НА ПОСТУ…»
Для того, чтобы «стяжать Духа Святаго», есть у нас непосредственный инструмент – воздержание. Великий пост длится шесть недель – округлим до 40 дней (помимо седьмой – Страстной недели). Пост – вспомним слово «постовой» - стоящий на посту, несущий службу. Сорок дней мы постимся. По установленному много веков назад закону, человек должен десятую часть того, что он имеет, отдавать Богу, чтобы он его благословил. Округляем наш год – 365 дней – до 400. И получаем: вот и мы отдаем 40 дней жизни года, чтобы Господь благословил нас и освятил нашу жизнь.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ПОСТ – ЭТО МОЛИТВА
Молитва – это Богообщение. Пост открывает небо, чтобы молитва твоя была услышана.
Человеку нужно, зная, какие у него есть пороки, недостатки, которые он за собой замечает, стараться от них избавиться. Пост – это время, прежде всего, духовной работы над собой. Во время поста читается молитва Ефрема Сирина:
Каждое слово можно растолковать.
Праздности – то есть пустоты – не дай мне жизнь провести впустую. Празднословие - если говоришь, говори по значимости, а не болтай всякую ахинею, не слушай ахинею и не посвящай этому много времени. И так далее.
У нас в России к началу поста всегда были приурочены традиции общественной жизни: заканчивались увеселительные мероприятия, провожали зиму, просили друг у друга прощения в храме, чтобы начать поститься. В понедельник уже начинали трудиться для Господа – молиться".
НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 15 марта – 18 марта) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского святителя Андрея Критского (VIII в.).
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия – 21 марта. В этом названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества.
Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы – 28 марта. Именно Григорий Палама наиболее полно выразил церковное понимание важнейших для каждого христианина вопросов. Поэтому Церковь и чтит его память во вторую Неделю Великого поста.
Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная – 4 апреля. Эта Неделя — середина Великого Поста. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период Поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.
Неделя 4-я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника – 11 апреля. В Богослужении четвертой Недели Великого поста Церковь предлагает всем христианам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника
Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской – 18 апреля. История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост человек способен с Божией помощью вывести свою жизнь к свету даже из самых страшных и беспросветных духовных тупиков.
Неделя 6-я, Неделя ваий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим – 25 апреля.
Перед этой неделей – Лазарева суббота, 24 апреля. Олицетворением весны стал Лазарь, воскрешенный Христом. После воскресения Лазаря слава о Христе разнеслась, и исполнилось то, что было предсказано пророком Захарией, так говорившим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9, 9). Народ постилал свои одежды на дороге пред Иисусом, размахивая пальмовыми ветвями, и в восторге восклицал: «Осанна в вышних! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!»
Неделя 7-я, Страстная, она посвящена пути Господню на «вольную страсть нашего ради спасения». Если мы первые шесть недель сами идем к Богу, то на последней неделе Господь идет к нам, зная нашу немощь, растерянность.
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
Итак, Великий Пост – это возможность собрать воедино себя, не размениваясь на мелочи. И когда мы живем в состоянии собранности, сосредоточенности, то мы приобретаем такое новое качество, которое не даст почувствовать никакое голодание (ограничение в пище, которое в обиходе связывают с Постом).
Пост – время благоприятное, чтобы молиться за наших родных и близких, потому что человек находится в таком состоянии, когда его молитва, направленная в небеса, приобретает силу. Мы молимся о их здравии.
В эти дни мы поминаем усопших. 27 марта, 3 и 10 апреля в 2021 году совершаются Родительские субботы.