Найти тему
Беседы о кино

Один фильм. "Запретная зона" Н.Н. Губенко (1988)

Здравствуйте, дорогие друзья!
Бывает так, что в огромном книжном шкафу, наполненном толстыми фолиантами в массивных переплётах, затеряется малоформатная брошюрка. Книжица маленькая, невзрачная, но очень нужная и важная. Когда говорят, пишут, вспоминают о кино умирающего СССР, о кино "перестройки", едва ли кто-то вспомнит "Запретную зону" Николая Губенко. Этот фильм - с виду неприметный - совершенно затерялся среди громких картин перестройки. На фоне буйного перестроечного кинодурдома, из которого на советский экран выбежали больные со спущенными штанами и окровавленными клыками, этот скромный фильм выглядит поразительно, даже пугающе здоровым.

Действие происходит летом 1984 года. Страшный ураган разрушил несколько посёлков в Ивановской области; погибли люди, многие остались без крова (это реальные события). Ураган прошёл; со скрипом закрутились явно ржавые шестерёнки государственной машины позднего СССР - началось восстановление. Кстати, эти самые шестерёнки режиссёр без затей изобразил напрямую в виде гигантской цементомешалки, сквозного символа фильма.

-2

Пришла беда... Вот мы писали про фильм "В город пришла беда": в здоровом обществе беда объединяет. В здоровом обществе, как в здоровом организме, беда мобилизует все защитные силы, вызывает мощный иммунный ответ, способный справиться с любой болезнью. Но советское общество 1984 года уже не было здоровым; оно было тяжело, необратимо больно, и уже не бессимптомно, как, например, во второй половине 1970-х, когда мещанство и мелочность героев рязановских мелодрам ещё выглядели мило и даже могли вызвать симпатию. Нет, советское общество 1980-х годов было больно тяжело, с гноеточащими языками, которые спешно замазывались пудрой бодряческих лозунгов о "совершенствовании социализма".

-3

Хорошо одетые люди, в двух шагах от людской беды играющие в теннис и танцующие под "Белую панаму", - вот эта язва. Уродливый шанкр разделения на рядовых и привилегированных, на "быдло" и "успешных", на "своих" и "чужих" уже выскочил на теле советского общества; он это общество и доведёт до летального исхода.

Не бывает чужой беды - вот знамя советского общества. В моем любимом фильме "Коммунист" будто казни египетские сыпались на великую стройку молодой советской страны - разруха, тиф, голод, пожары. "Советской власти теперь до всего дело есть!" - восклицает коммунист Губанов, и всем миром отстраивается сожжённая Загора. Советская власть - это не только электрификация. Советская власть - это, прежде всего, неравнодушие. Советская власть - это, прежде всего, преломление хлебов по человеческому, а не социально-экономическому счёту. "Мы для них чужие!" - безошибочно ставит диагноз старый музыкант Каланчёв, великолепно сыгранный И.М. Смоктуновским. Великий пианист, он абсолютным слухом своей души безошибочно почувствовал, что музыка жизни стала безнадёжно фальшивой...

-4

Но Каланчёв немного ошибся. Лично он - не чужой. Он - по-детски влюблённый в своё дело, в искусство - советский, до мозга костей советский. На него смотрят как на маразматика: впрочем, всё равно он скоро умрёт. С одной стороны, Каланчёву действительно нет места в мире, где музыкой называют "Белую панаму". С другой стороны, Каланчёв никогда не умрёт; он будет жив, пока живо настоящее искусство.

Главная героиня - коммунист Третьякова - выписана негероически. У неё усталое лицо. Ей тяжело - надо продираться через вороха справок, через непролазную глухоту чиновников, - надо помогать людям. Третьякова тоже никогда не умрёт; потому что сострадание не вырвать из человеческой природы.

-5

С горечью показан фронтовик Семён Акимович - ему не нужны ни льготы, ни деньги, ни почести за былые заслуги - ему, старому солдату, потерявшему на войне ногу, нужны только понимание и человеческое участие. Но жизнь жестока, и в позднем СССР память о подвиге фронтовиков скукожилась до размеров поздравительной открытки: "Тебя пустили на парад раз в год, ты там постоял - отдыхай, жди следующего парада...". Семён Акимович тоже никогда не умрёт - память о победном подвиге советского народа бессмертна; она переживёт и все современные игры в цветные ленточки и стишки "Спасибо деду за Победу!".

-6

А дачники - эти заплывшие жиром, спрятанным под модными шмотками, - уже умерли. Умерли давно, под водочку на веранде, под разговоры о том, что нужно развивать "чувство собственности", под "Белую панаму". Умерли так умерли: кто их будет оплакивать?

Да, "Запретная зона" - это фильм-диагноз, фильм-обличение, но не только и не столько. Прежде всего, это советскй фильм, в котором есть главное - есть надежда и вера в человека. И вера эта оживает в образе казалось бы мёртвого дачника Неклёсова (Кирилл Лавров). Да, он в меньшинстве, он один "как Илья Муромец будет биться головой о стенку", он непонят - но он остался человеком, а это дороже всего.

-7

Да, есть ещё один герой в этом фильме, которого нет ни в титрах, ни в сценарии. Это Ленин, который смотрит на всё происходящее с портрета и слушает, как треплют его имя, от которого к 1984 году остались только пять букв. Но буквально еще через несколько лет даже эти буквы будут так жечь героев перестройки, что те разом объявят Ленина евреем, женщиной и немецким шпионом - но это не поможет. Так зачем здесь Ленин? Его взгляд - немой укор всем обитателям высоких кабинетов, которые трижды успели отречься от его имени ещё до третьих петухов (1984 года). Впрочем, Ленин тоже никогда не умрёт, сколько бы его не хоронили.

-8

А теперь два слова о том, что было после фильма. В народе говорят: "Правда глаза колет". Последний фильм Николая Губенко настолько правдив, что кинокритике он глаза попросту выжег - она не заметила фильма.

Вот что писал кинокритик Александр Фёдоров (маститый деятель мира кинокритики, лживый и лицемерный, как профессор Кузнецов из "Курьера" Шахназарова):

"Увы, благородному и актуальному замыслу не суждено было воплотиться в полноценное художественное произведение. На мой взгляд, вопреки авторским намерениям, на экране получилось нечто вроде бледной иллюстрации к газетной заметке. Схематичность сюжета, прямолинейность характеров, отсутствие живой атмосферы вывели фильм за рамки подлинного искусства. Разумеется, можно вослед Николаю Губенко гневно обличать "эпоху застоя", человеческую черствость, бездушность, соглашаться с ним в других социальных обвинениях, на которые он не скупится в своей ленте. Но, к несчастью, от этого она не наполнится художественностью..."

Обращаю ваше внимание, что художественность - не субъективная категория, она не оценивается по шкале "понравилось-не понравилось". Не знаю, что написал бы господин Фёдоров в 2021 году, но в 1988 году, когда была писана эта заметка, ему явно выжгло глаза. А вот гораздо более маститый критик, господин Марголит, судит о "Запретной зоне" с высот философского анализа "толстых и тонких в художественном мире Н. Губенко":

«Так пируют сильные мира сего во главе с Вячеславом Невинным (тоже толстяком) в «Запретной зоне»: на фоне общей беды».

Вячеслав Невинный в "Запретной зоне" не снимался. Бумажные глаза господина Марголита смотрели на экран, но видели что-то своё.

Несмотря на внезапную слепоту экспертного сообщества, фильм "Запретная зона" существует. Более того, это один из величайших фильмов перестройки - наряду с картинами "Кин-Дза", "Курьер", "Мать" Г. Панфилова и другими. Более того, в 2021 году эта картина не потеряла своего значения и продолжает задавать вопрос: "Сколько вы ещё так жить-то будете?"

Да, в прессе писали, что в 2020 году Николай Губенко умер. Не верьте этому - пока живы его фильмы, он тоже никогда не умрёт.