Найти тему

Как плыть по морю, но на самолете

Как плыть по морю, но на самолёте – задает риторический вопрос в одной из своих старых песен Лайма Вайкуле. Очевидно, что автор текста песни никогда не был на Мальдивах – иначе такой вопрос у него не возник бы.

ДОРОГА В ОБЛАКА

Туристы готовы платить огромные деньги за уединение и отдых от цивилизации на Мальдивах. Оторванные от цивилизации отели-острова площадью менее гектара каждый разбросаны по всему архипелагу. Строить около каждого из них аэропорт или даже вертолетную площадку накладно. Решение проблемы было найдено на поверхности воды – гидропланы.

-2

Туризм на Мальдивах начал развиваться в начале девяностых, но тогда туристы на курорты добирались исключительно на вертолётах, причем советского производства. В 1989 году пилот Кит Чемберс организовал авиакомпанию Hummingbird Island Helicopters , которая перевозила туристов на вертолётах советского производства на островные курорты. Несколькими годами позже появилась авиакомпания-конкурент, которая предложила трансферы на гидросамолётах. Они оказались предпочтительнее вертолётов – и по скорости, и по комфорту, и по цене лётного часа. В результате к началу двухтысячных все авиаперевозки на Мальдивах выполнялись на гидросамолётах. Со временем авиакомпании объединились, и сейчас у авиаперевозчика Trans Maldivian крупнейший в мире флот гидросамолётов. В штате компании более 200 пилотов, за год она выполняет более ста тысяч рейсов.

ГИДРОПЛАН ВНЕ РАСПИСАНИЯ

-3

Аэропорт Мале не похож ни на один из аэропортов мира. Вместо назойливых таксистов здесь лодочный причал (таксисты, впрочем, тоже появились – сразу после строительства моста, соединившего аэропорт с Большим Мале). Представители вездесущих туроператоров ведут туристов не к автобусам, а к стойкам регистрации на рейсы гидропланов. Сдав багаж и получив посадочный талон без номера рейса и времени вылета, туристы отправляются в гидроаэропорт.

Если вы захотите найти расписание гидропланов заранее, вас постигнет разочарование. В интернете его не найти. Более того, время отправления того или иного рейса вряд ли сможет предсказать даже сотрудник авиакомпании – самолёты отправляются по заполнению. Отели договорились, что максимальное время ожидания пассажиров в терминале составит два часа. В течение двух часов сотрудники авиакомпании, как заправские маршруточники, собирают пассажиров. Если за это время рейс не наберется, он полетит с дополнительной посадкой, доставив часть пассажиров в соседний резорт.

-4

То, в каких условиях вы будете ждать пассажиров других рейсов, зависит от вашего отеля. У отелей поприличнее есть собственные лаунжи – прямо в терминале гидросамолётов. Для клиентов других отелей – зал ожидания в тропическом стиле: без кондиционера, но с бесплатным бутербродом в качестве утешения. Развлечь себя можно наблюдением за жизнью гидроаэропорта – никаких ограничений здесь нет, можно гулять рядом с необычными самолётами и фотографировать их, пока не надоест.

Основу флота Trans Maldivian составляют канадские Твин Оттеры DHC-6. Небольшие неприхотливые самолёты летают по всему свету – от Северного Полюса до Антарктиды. В северных широтах их ставят на лыжи, в классических аэропортах они летают на шасси, в Канаде и на Мальдивах востребованы версии на поплавках.

БОСОНОГИЕ ПИЛОТЫ

-5

Когда рейс набирается, представитель авиакомпании приглашает пассажиров на посадку. Несмотря на то, что и аэропорт, и самолёты производят впечатление игрушечных, здесь все серьезно – у гейта пасажиров будет ждать обязательный инструктаж по технике безопасности. К самолету идем парами в сопровождении агента посадки по длинному узкому причалу. Мало кто может отказать себе в удовольствии сделать селфи на фоне ярких самолетов Trans Maldivian.

Экипажи гидросамолётов выделяет их необычная летная форма – строгая рубашка с обязательными погонами напоминает о серьезности мероприятия, а шорты и обязательные шлепки – о том, что мы на Мальдивах. Как правило, поднявшись на борт, лётчики сбрасывают шлепки, управляя самолётом босиком. Они даже называют друг друга в шутку босоногими пилотами. Несмотря на то, что Мальдивы – мусульманская страна, встречаются среди лётчиков и представительницы прекрасного пола.

На борту тесновато, жарковато, но никто не жалуется – впереди долгожданный отдых. Вместо стюардессы – второй пилот, проводящий инструктаж безопасности. Вместо бортового питания и туалета – шикарные виды за окном и открытая дверь в кабину пилотов – при желании можно не только наблюдать за работой экипажа, но и похлопать кого-нибудь из них по плечу.

ГРОМ В РАЮ

-6

Самолётик «отдает швартовы», и мы плывем в сторону импровизированной взлетно-посадочной полосы. Ревут двигатели, самолётик быстро разгоняется и отрывается от воды. Ощущения ровно те же, что и в случае с обычным самолётом, правда, кажется, что взлетаем гораздо быстрее, чем при взлёте с земли.

Полёт на гидроплане тоже ничем не отличается от полёта на обычном самолёте. Небольшой самолётик летит медленно и достаточно низко – самое то, чтобы рассмотреть прекрасные пейзажи мальдивских атоллов. Большинство встречающихся по дороге островов – это отели или частные виллы, впрочем, иногда попадаются жилые острова-деревеньки, на которых живут обычные люди.

Время в пути летит незаметно, и вот самолёт снижается, давая туристам возможность полюбоваться своим отелем с высоты птичьего полёта. Вместо полосы перед самолётом – гладь океана. Пилоты говорят, что в отличие от туристов недолюбливают идеальную безоблачную и безветренную погоду. В такие моменты водная поверхность превращается в огромное зеркало, и очень сложно понять, где кончается небо и начинается море.

Шумные двигатели Твин Оттера ревут, нарушая покой затерянного в океане острова, самолёт делает большой «плюх» и, снижая скорость, замирает. Мы рулим к площадке где-то посреди моря, прилетевшие пассажиры пересаживаются из Твин Оттера в дхони – традиционную лодку, чтобы преодолеть последние несколько сотен метров до курорта, а лётчики буквально за пять минут выгружают багаж, помогают подняться на борт прибывшим на дхони улетающим пассажирам – и энергично рулят на взлёт. Сегодня их ждет еще несколько рейсов в мальдивский рай.

Текст: Антон Титов

Также по теме:

Акуна Матата

Мальдивы возобновляют туризм и открывают границы для россиян

Куда россияне полетят на Новый год?