"ДОЛОЙ ЦАРЕЙ И КОРОЛЕЙ"
"Известия, все новинки из России мы получали от чехов и словаков - наших постов (часовых), они хотя и "враги" - солдаты Австро-Венгрии, но родственные нам - по предкам - славянам и мы легко изъяснялись по-славянски.
Они очень хорошо и даже сочувственно относились к нам и охотно, конечно, с оглядкой по сторонам, передавали все новинки с нашей Родины.
Судя по лицам и настроениям информаторов, мы понимали, что чехи и словаки не только сочувствуют нам, но и полностью разделяют и даже радуются событиям на Руси. Они были откровенны с нами, именно с нами - русскими. С восхищением говорили они о боевитости наших солдат и особенно о казаках, кавалеристах вообще. Один из них - престарелый чех приводил такие факты, как во время прорывов фронта - кавалеристы, особенно, казаки, скачут при потрясающем "ура", с пиками наперевес, за бежавшим в панике противником, насквозь прокалывают пиками, а от саблевой рубки и справа и слева оставляют за собой трупы без головы или плеча... После такого налета жутко смотреть на поле брани. Мы им в шутку говорили, что наши кавалеристы рубят врагов не просто, а с "потягом", что вызывало добродушную взаимную улыбку.
Новости из России сначала у нас вызывали недоумения, ведь нас готовили воевать: "за веру царя и отечество!" - такие лозунги висели в Дашковских казармах (г. Рязань), где нас готовили в маршевые роты на фронт, а теперь сообщается, что царя сбросили. В начале робко и в разнобой, а потом смелее и уверенно мы - военнопленные, приходили к одному выводу, что если бы царей и королей на земле было меньше, то и войн было бы поменьше и жить людям было бы спокойнее.
Однажды вечером, в нашем бараке № 3, собралось много пленных - усталые, худые и обросшие, но все они стремятся узнать, услышать от русских братушек новости из России. Серб, мы его звали, Иван сказал, что в России уже освободились от своего тирана Николая 2 по воле которого не только русские братушки здесь гниют, но и мы здесь все издыхаем, вместо того, чтобы дома работать на себя и семью. Было тихо и грустно. Но вот, наш Вася Волков, сидя на высоких нарах, громко сказал: "Не нужны людям императоры, цари и короли, не нужны им и войны... надо выбросить вон этих паразитов и зловредных людей...
"Правда братушки!?" Это вызвало дружные и громкие выкрики... "долой царей, брысь... долой королей!" Тут не было безучастных, все единодушны - царей не надо и войн не надо. Радостное чувство - братской дружбы - охватило всех: русских, румын, итальянцев, сербов и черногорцев. Кричали - "Ура, У-р-а"...
Взаимное радостное состояние охватило всех присутствующих и одновременно с одобрительными голосами раздавались и дружные хлопки.
И вдруг, неожиданно все стихло, замерло! По узкой, между нарами дорожке - расталкивая пленных, пробираются два офицера, один из них, знакомый нам, мадьяр кричит: "М-а-рш... марш бараки, зараз марш бараки! А другой подтвердил по-немецки: "Шнэль... шнэль (быстро)"
Это был первый наш стихийный митинг и оказавшийся последним. Жалко было расходиться - мы очень сожалели, что не дали нам вместе поговорить, но все же этот незавершенный митинг оказался действенным и повлиял на глубину сознания людей. Более разговорчивыми, красноречивыми - стали пленные. В дороге - ли на карьеры, или возвращаясь в бараки, в подходящий момент обменивались своими мнениями, впечатлениями и скреплялась взаимная дружба - товарищество; а оценка наших русских событий принимала все более единый положительный характер - превратившийся в непреодолимую убежденность."
Пленный Александр Машков
Фото из личного архива Анны Николаевой
Начало истории, как ко мне попал архив пленного времен Первой Мировой войны и первая глава находится здесь.