Найти тему

Первый выход

На канале Игоря Александрова «Правда о войне в Афганистане» я недавно прочел публикацию «Афганские рассказы. Первая операция». Игорь ГИВ из 345 ОПДП живо и подробно описал боевую задачу, экипировку, трудности, свои переживания, первое ощущение настоящей опасности… Потом будет бессчетное количество других выходов, еще более сложных и рискованных, но первый — всегда самый трудный.

И мне вспомнилось, что же происходило примерно в то же самое время, только за шесть тысяч километров от Афганистана и какой был первый выход нашего корабля. Тем более, что он был совершенно не стандартный и даже попал на страницы газет.

Первым я его называю потому, что наш ракетный крейсер долго стоял в "Дальзаводе" в среднем ремонте и только что покинул заводской причал. А это значит, что мало кто из матросов был в море , и даже некоторые офицеры немного подзабыли морскую практику.

"Дальзавод" — историческое, овеянное легендами место Владивостока. Расположен он в самом центре между улицей Светланской, воспетой поколениями писателей, старейшей улицей города, названной в честь фрегата «Светлана», (в то время она называлась Ленинская, что естественно для любого советского города) и бухтой Золотой Рог, отсылающей нас к романтике Византии и Вещего Олега. Золотого моста тогда еще не было, но виды с причалов Дальзавода все равно открывались прекрасные, а соблазны дальневосточной столицы были в шаговой доступности.

Путешествуя по тихой воде между Владивостоком и заливом Стрелок (бухты Абрек, Разбойник - вот еще прекрасные топонимы, коими богат край Приморский!), мы отрабатывали корабельную службу, готовясь к переходу на Камчатку. И вдруг — вне плана — «Учебная тревога! Корабль экстренно к бою и походу приготовить!», три резких коротких и один длинный звонок колоколов громкого боя и трель горна «ту-ту-тутуту, тутуруту-ту-ту-ту!»… Это сочетание гонит адреналин по всему военно-морскому организму, наполняя его трепетом и бодростью.

Секретчик бежит в штаб 10-й Оперативной эскадры (он находился на борту старого заслуженного крейсера «Адмирал Сенявин») за кодами государственного опознавания (железный чемоданчик с кубическими фишками внутри, вставляемыми в соответствующее гнездо аппаратуры согласно секретной таблице), а к сходне подлетает «УАЗик» с красным крестом и спешно выгружает группу военных медиков с багажом. Готовится что-то необычное и тревожное…

По трансляции объявляют задачу: «В Японском море на борту траулера тяжело заболел гражданский моряк: прободная язва. Приказано максимально быстро снять его, оказать первую помощь и доставить во Владивосток».

Самым полным ходом до точки рандеву идти почти сутки. Погода отличная — на небе ни одного облачка! За небольшим исключением: сильнейший ветер и шторм. Вся 175-я бригада ракетных кораблей застыла у причалов с заведенными дополнительными швартовами и кранцами, задраенными по-штормовому переборками, а мы, преодолевая давление ветра, отваливаем от стенки. Вечереет, и ночь обещает быть чудной - море разыгралось не на шутку.

Как только прошли остров Путятина (красивейшее место! Иногда в бинокль можно было полюбоваться гуляющими там оленями), началась жесткая качка. О качке немного поведано мной в рассказе «Морская наука»: обыденные дела и передвижения при ней требуют особых навыков, которых у нас еще нет. Но самое главное — это воздействие качки на неподготовленный организм. Почти каждого человека укачивало в машине или самолете, и приятного в этом мало. Но это укачивание — ничто в сравнении с большой амплитудой, резкими знакопеременными изменениями ускорения в течение длительного времени, происходящими на корабле в штормовом море.

Сначала просто кружится голова и подбирается тошнота. Потом организм выворачивает полностью, далее неконтролируемые позывы идут уже всухую. Наступает сильнейшая слабость, бьет озноб и приходит полное равнодушие. Кажется, придет кто-нибудь тебя убивать — пусть убивает.

Единственное лекарство — это работа. Сам не сможешь сделать над собой усилие — тебе по-дружески помогут. Пересиливаешь, заступаешь на вахту — и дурнота немного отступает. Только вот коридоры все загажены, многие не успевают донести содержимое организмов до гальюнов, а приборщики не справляются. Люди часто теряют равновесие от качки и едут по этой жиже — кто на коленях, кто на пятой точке, а кто и на пузе. Подобного конфуза с нами в последующем больше никогда не случалось. А сейчас виной всему отсутствие привычки к качке.

Сложнее всего — электромеханической боевой части БЧ-5. Поддерживать максимальную скорость хода на сильной качке не так просто. Техника после завода пока не полностью испытана и освоена, не все на отлично знают свою специальность, поэтому самые подготовленные специалисты не сменяются с вахты. А ведь в некоторых постах у котельных и турбинных машинистов температура на полном ходу может доходить до 70 °С, часто вахту несут в одних трусах, ненадолго выскакивая охладиться и отдышаться. Любая предпосылка к неисправности должна быть устранена немедленно, иначе — срыв выполнения задачи, а на кону — жизнь человека.

Мое место по ходовому расписанию — ГКП (главный командный пункт, он же ходовой мостик или ходовая рубка). С правого борта в своем кресле — «Первый после Бога» — командир, капитан 2 ранга И. А. Данилов. У машинного телеграфа — вахтенный офицер. Рулевой, как и положено — у рулевой колонки. В моем распоряжении выносной индикатор штурманского радара (зеленый лучик бегает по кругу), резервный машинный телеграф и пульт внутрикорабельной связи. За плотной шторкой — штурманская рубка, там горит свет (чтоб вахтенный штурман тыкал циркулем в карту, а не в свою руку), а на ГКП — темнота, светят только сигнальные огоньки приборов.

Качка тут ощущается значительно сильнее (чем выше от ватерлинии, тем больше амплитуда). Но большой плюс — можно смотреть на горизонт, видеть подход волны, и организм сам готовится к новому броску. Но в темноте от этого толку мало.

После очередной серии докладов (все работает исправно, замечаний нет!) — небольшая передышка, и вахтенный офицер решает отпустить меня подышать на сигнальный мостик.

Вот тут я и совершил фатальную ошибку. Проходя мимо штурмана, хватанул в глаза света и сразу, открыв тяжелую стальную дверь, оказался на сигнальном мостике в кромешной темноте. В лицо ударил свежий бодрящий ветер, но глаза на миг ослепли полностью. В это время корабль резко накренился на правый борт, меня хлопнуло той самой тяжелой дверью, и я, упав на ставшую покатой палубу, заскользил «рыбкой» головой вперед. Мелькнула мысль, что в таком положении я вылечу сквозь леера (ограждение) и корабль в темноте не заметит потери бойца! Только я собрался растопыриться, словно Иванушка-дурачок на лопате у Бабы Яги, как воткнулся головой во что-то мягкое. Это был сигнальщик, он стоял ко мне спиной, лицом к морю и со своим биноклем бдительно нес вахту.

Вот так: метр влево, метр вправо — и не писать бы мне рассказов на Дзене, не считать заветные ваши лайки… Сигнальщик, не разбирая, кого это к нему принесло, мгновенно поднял меня с палубы за шкирку, прижал собой к леерам и дал мне адаптироваться к темноте — он сразу все понял. Убедившись, что со мной все в порядке, он, дождавшись крена на левый борт, придал моему телу легкое ускорение в сторону двери ГКП. Вахтенный офицер, приблизив свое лицо к моему, удовлетворенно хмыкнул: «Ну вот, порозовел чуток»…

Утром приходим в точку рандеву. Вон невдалеке белеет траулер, на подветренном борту уже все готово: больной упакован на носилки, в 12-кратный визир мне это все прекрасно видно. У нас спускают шлюпку. Сделать это в такую волну — огромное искусство и большой риск, тем более, что опыта нет вообще: шлюпочные учения проводились мало и только в тихую погоду.

С ужасом наблюдаю, как шлюпка исчезает за гребнем очередной волны, и с радостью — когда выныривает. В этот момент в окуляр видны напряженные лица наших матросов и широкая спина старшего лейтенанта Володи Трантина, комбата носового ЗРК «Волна», моего хорошего товарища. Дошли! Приняли носилки мгновенно и четко! И вот уже среди волн мелькают не лица, а спины гребцов — мощные пружины слаженного механизма. И вот уже шлюпка поднята на борт, а пациент попадает в руки врачей. На корабле — хоть и небольшая, но полноценная операционная, помереть уже точно не дадут. Курс на Владивосток, обе машины — самый полный вперед!

На обратном курсе гонка продолжалась, но было как-то веселее: больной стабилизирован, а вокруг — суровая красота штормового Японского моря. Пришли во Владивосток под вечер, сдали больного в госпиталь. Удивительное дело: как только качка заканчивается, организм, который только что умирал, вдруг резко оживает, словно не было никаких для него стрессов. И ПРОСЫПАЕТСЯ ЗВЕРСКИЙ АППЕТИТ!

Историю эту описал в газете «Боевая вахта» наш Большой Зам — заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Опейкин. Не было только просмотра фильма накануне, и знать про мой небольшой секрет он так же не мог.

Та самая статья из "Боевой вахты". Из архива автора.
Та самая статья из "Боевой вахты". Из архива автора.

Потом было много интересных походов, корабль прошел 20 000 миль (к сожалению, это были его последние мили перед отправкой в «страну вечных иголок»), но первый выход в штормовое море запомнился каждому и сплотил экипаж.

Но что меня до сих пор восхищает — это решение командования отправить для спасения человека аж целый ракетный крейсер!

P.S. Один из моих читателей, участник этого выхода, дополнил, что снимали больного с корабля вертолетом при подходе к Владивостоку. А меня вот память подвела. Таким образом, здесь были задействованы все возможные способы спасения и эвакуации. Взаимодействие гражданских властей и военного командования просто идеальное.

Андрей Костров. Март 2021 г.