Найти тему
Что там на Сотбис?

Коллекция советских плакатов продана за 850 тысяч рублей. Вспоминаем, у кого такие могли остаться

За семь плакатов из СССР на аукционе заплатили £8,350.

Источник: pxhere
Источник: pxhere

Вот уже год с туризмом в России — как с исходящим, так и с входящим — все не очень хорошо. По понятным причинам растет только внутренний туризм. Иностранцев на Красной площади в прошлом году вообще мало кто видел.

В связи с этим мы решили обратиться к осеннему аукциону британской компании Ewbank's. На торги были выставлены винтажные постеры различных эпох и стран.

Мы хотим поговорить о семи советских лотах — постерах из СССР, которые приглашали иностранцев посетить Советский Союз почти 100 лет назад. Стоимость каждого постера варьировалась от £650 до £1,700 . Общая стоимость составила £8,350851,000 рублей .

Источник: Invaluable

Среди лотов есть два повторения. Так что мы говорим о пяти оригинальных постерах. Все они на английском языке, текст приглашает иностранцев в Ленинград, Москву, в путешествие по Волге, конкретно в гостиницу Метрополь, на празднование 15 лет Октября.

Все эти постеры выпущены в 1930-х и распространялись за рубежом. И все они заказаны «Интуристом», единственным туроператором, который имел право работать с иностранцами.

Первая советская туркомпания была создана в 1929 году. До Второй мировой войны «Интурист» успел принять миллион иностранных гостей.

Еще один пример плаката «Интуриста» / Источник: Русский Туризм
Еще один пример плаката «Интуриста» / Источник: Русский Туризм

Рекламой «Интуриста» занималась Всесоюзная торговая палата под художественным руководством художника Алексея Кравченко. Тогда оформлением рекламы занимались известные художники из Москвы и Ленинграда, такие как Литвак, Фролов, Пудовкин и другие.

На рекламные объявления «Интуриста», которыми восхищаются во всем мире и сегодня, наиболее заметное влияние оказал народный художник СССР Николай Николаевич Жуков. Он работал над плакатами и периодическими изданиями с 1934 по 1937 год.

Поскольку советский агитстиль не подходил для экспорта, дизайнеры изучали западные примеры. Для внутреннего использования плакаты не применялись. Их рисовали в стиле ар-деко, чтобы привлечь в страну иностранных туристов.

Здание гостиницы «Интурист» (80-е) / Источник: Wikimedia
Здание гостиницы «Интурист» (80-е) / Источник: Wikimedia

«Интурист» стремился показать, что Советский Союз — это больше, чем просто неизведанная северная страна: 16 советских республик, 189 народов. Плакаты приглашали отдохнуть в Крыму и на Кавказе. Советские республики Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан также ждали иностранных туристов.

На обложке брошюры «Интурист» советская Средняя Азия была изображена с минаретами, верблюдами и телегами с ослами, которые соседствовали с современными локомотивами и самолетами.

В 1930 году «Интурист» открыл Транссибирский экспресс для иностранных туристов. Роскошный поезд бежал один раз в неделю, в то время как ежедневный поезд с достаточно хорошим жильем был также открыт для иностранцев.

Туристы могли за 10 дней добраться из Европы до Дальнего Востока и за 12 дней до Китая или Японии.

Источник: Русский Туризм
Источник: Русский Туризм

Советский Союз стремился произвести впечатление на западную аудиторию и приветствовал любой приток валюты. Так продолжалось не очень долго. Вторая мировая война прервала развитие зарубежного туризма и, как следствие, туристической рекламы. После войны объем рекламы был невелик.

Новая эра в рекламе «Интуриста» началась в 1957 году, когда молодые дизайнеры начали работать с новыми идеями и художественными методами.

Кто же мог сохранить уникальные плакаты? Вероятнее всего, сотрудники зарубежных представительств «Интуриста». У туркомпании был редкий по тем временам карт-бланш на открытие офисов в других странах. Было даже представительство на Пятой Авеню.

Сам «Интурист», точнее его потомок, является активом турецкой компании Anex Tourism.

Такова история этих лотов.

Кстати, не так давно мы рассказывали о двух советских монетах, которые были проданы на аукционе за 1,5 млн рублей

Хотите узнавать больше из мира аукционов — подписывайтесь на наш канал