В АО «Салаватнефтемаш» сложилось критическое положение в связи с планируемым массовым сокращением штата, сообщили в Башкортостанской республиканской организации Российского профсоюза работников промышленности (РОСПРОФПРОМ).
Уведомления о сокращении получили 338 человек, это около 50% работающих на данный момент. С целью разрешения ситуации республиканский комитет РОСПРОФПРОМ направил обращения на имя главы Республики Башкортостан, в прокуратуру, профильные министерства и ведомства.
В частности, в обращении говорится:
«В условиях сложной социально-экономической ситуации в регионе, напряжения на рынке труда недопустимо появление еще одной болевой точки. Да, руководство объясняет создавшееся положение отсутствием заказов. Но невозможно, да и нельзя, избавившись от простого слесаря, конструктора или технолога и сэкономив на их заработной плате, поднять производство. Нельзя делать людей заложниками последствий чьих-то экономических просчетов, лишая их рабочих мест».
26 февраля 2021 года в Салавате республиканский комитет совместно с первичной профсоюзной организацией провел собрание трудового коллектива предприятия.
26 февраля 2021 года
Зал совещаний завода “Салаватнефтемаш” рассчитан максимум на 100 человек. Это если не брать в расчет республиканское “коронавирусное” ограничение, запрещающее занимать больше 70% кресел. Но 26 февраля работники вынуждены были проигнорировать противоэпидемиологические правила. Люди приносили стулья из соседних кабинетов, стояли в проходах, теснились в коридоре, то и дело заглядывали в зал и прислушивались к дискуссии. Их можно понять. Ведь на собрании трудового коллектива, организованном Башкортостанским республиканским комитетом Российского профсоюза работников промышленности (РОСПРОФПРОМ) обсуждалось, по сути, будущее предприятия. А точнее - возможность противостоять затеянной работодателем попытке массового сокращения персонала.
Наполеоновские планы руководства по урезанию численности работников на заводе можно назвать даже не массовым, а “сверхмассовым” сокращением. Изначально уведомления об этом получили 338 человек. Что лишь немного недотягивает до 50% от всего коллектива. Как выяснилось в ходе мероприятия, планы эти (видимо, после вмешательства профсоюза) были основательно скорректированы. По словам представителей администрации, теперь с производства думают убрать 149 человек. Но и это для работников недопустимо. Специалисты логично предполагают: сейчас уйдет половина от ранее заявленного количества, а через месяц-другой руководство вернется к первоначальному плану и избавится от “лишних” рабочих рук. Веса таким предположениям добавляет тот факт, что работодатель открыто заявляет: нам нужны только 170 рабочих основного производства, “остальные - балласт”.
Люди, естественно, не горят желанием терять работу. Во время встречи председатель первички Людмила Енина провела стихийный опрос - кто сколько работает на предприятии. Абсолютное большинство присутствующих трудятся здесь больше 10 лет. А многие и по 30 лет. В ситуации, когда заводские стены становятся вторым домом, лишаться рабочего места особенно обидно. Да и пандемия коронавирусной инфекции не добавляет уверенности в быстром трудоустройстве. Что и следовало из реплик и комментариев участников совещания.
- Судьба предприятия сегодня волнует всех и каждого. Нам непонятна ситуация, когда наш завод постоянно к кому-то присоединяют, когда людей сокращают. Мы готовы и хотим работать, никто не хочет оказаться за забором! - уверен Айрат Файзулин, кузнец-штамповщик, председатель цехкома металлургического производства.
- Мы сотрудники центральной заводской лаборатории, и за наше обучение в свое время хорошо заплатили. Все квалифицированны, проработали здесь много лет. Куда после сокращения мы должны идти?! В Центре занятости я встану на учет - так инспектор меня пошлет уборщицей! Мне этого не надо, - высказывалась дефектоскопист Регина Валеева.
- Люди отдали более 40 лет жизни этому заводу! Всех и каждого интересует, почему он теперь тонет, как “Титаник”?! В год 70-летия завода - он погибает! Я 30 лет отдел метрологии создавал - все уничтожили! Сколько может завод по рукам ходить?! Команды меняются, а толку никакого - сплошные сокращения. Чего не хватает-то?! Заказов нет? Или голова не работает, чтобы их найти?! Ответьте, Алексей Митрофанович, как людям дальше жить? - обратился глава совета ветеранов “Салаватнефтемаша” Иван Захаров к директору управляющей заводом организации Алексею Горшкову.
Нужно отдать должное главе управляющей компании Горшкову - от участия в собрании он уклоняться не стал, хотя, надо думать, понимал, что не услышит ничего приятного в свой адрес. Но на этом похвала в адрес руководства заканчивается. Ничего утешительного управляющий не сказал.
- В соответствии с нынешними условиями в стране, в той рыночной модели, в которой мы находимся, в рыночные условия мы не вписываемся, - ответствовал Горшков. - Пять лет уже завод в убытках! У нас себестоимость производства выше рыночной на 30%. Когда мы выходим на рынок, с нами никто не хочет работать, говорят: “Таких цен нет в стране, вы отстали давно. Приводите себя в порядок”. Два года еще акционер нас содержал и доплачивал деньги. Но теперь говорит, что такой бизнес ему неинтересен. У нас в уставе записано: цель - извлечение прибыли. А у нас - извлечение убытков, больше ничего.
Позиция, мол, “рыночек порешал” рабочие места сотрудников завода, и сделать с этим ничего нельзя, кажется удобной для администрации. Но вот соответствует ли эта позиция действительности - большой вопрос. Дело в том, что “Салаватнефтемаш” не единственное предприятие, которым рулит Горшков. Под его руководством также Ремонто-механический завод (РМЗ) в Салавате. Работники подозревают, что большинство “вкусных” заказов уходит именно на РМЗ, тогда как “Нефтемаш” работой не обеспечивается. Дополнительные основания такому подозрению придает реплика Горшкова относительно его заработка, прозвучавшая после вопроса о размере зарплаты директора. Тот сумму не назвал, но сказал, что деньги получает именно на РМЗ, который для “Нефтемаша” выступает в роли управляющей организации.
- Кажется, что “Салаватнефтемаш” дали в управление Горшкову просто в довесок к РМЗ, потому он и занимается нами по остаточному принципу, - сказал один из работников. - Где человек получает деньги - туда и идут заказы. А мы тут “с голым задом” остаемся. Считаю, это абсолютно несправедливо по отношению к коллективу! Главная задача менеджмента - обеспечить нормальную экономику производства. Не сокращениями, а поиском нормального варианта развития. Если Горшков с этим не справляется, нужно сменить его, а не увольнять половину сотрудников.
Позиция Алексея Горшкова удивила не только работников предприятия, но и присутствующего на встрече Урала Насибуллина, замминистра промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан. По его словам, сотрудники министерства неоднократно пытались связаться с Горшковым, но так и не смогли сделать этого. На вопросы же о планах развития производства и необходимой помощи со стороны правительства Башкортостана управляющий ничего нового ответить не смог, вновь заведя речь о необходимости уменьшить убытки путем сокращения количества работающих по неосновным специальностям. Кажется, не вызвало у Горшкова энтузиазма и предложение замминистра помочь с поиском новых заказов, увеличить объемы текущих.
- Если мы увеличим объем, мы не осилим. У нас 170 человек рабочих по основным специальностям, а 500 - вспомогательный персонал. Начнутся просрочки, претензии со стороны заказчика, - объяснялся он.
Описанный Горшковым порочный круг, когда нужно проводить сокращения, потому что денег нет; денег нет, потому что заказы не приносят прибыли; новые заказы привлечь нельзя, потому что не хватает работников, - не укладывался в логику собравшихся.
Стоит добавить, что Салават находится в особой экономической зоне “Алга”. А значит, при выполнении определенных условий работодатель вполне может рассчитывать на налоговые льготы и многие другие преференции. Почему работа по этому направлению не ведется - вопрос.
Еще один момент, на который следует обратить внимание, - схема управления заводом. Как уже говорилось, Алексей Горшков ведет работу на “Нефтемаше” в качестве директора управляющей организации - РМЗ. Он, в свою очередь, принадлежит управляющей компании “Меркури Кэпитал Траст”. А она - трем физическим лицам. Судя по отчетам, компания вполне хорошо чувствует себя в финансовом смысле. Так, по состоянию на 31 января 2021 года “размер собственных средств” УК превышал 630 млн рублей. Учитывая все эти нюансы, можно рассчитывать, что в республиканском Министерстве промышленности тщательно проанализируют экономические реалии, историю заказов и движение средств на “Салаватнефтемаше”, чтобы понять - действительно ли все так плохо или к сокращениям ведут определенные финансовые схемы.
По словам руководителя отдела кадров завода Елены Таратуниной, работников “Салаватнефтемаша” будут рады видеть у себя соседние производства. Для сокращаемых готовы устраивать даже отдельные “ярмарки вакансий”, подыскивать рабочие профессии по опыту и возможностям, переобучать. Примерно о том же рассказывал в своем выступлении и глава службы занятости города Салавата Константин Худяков.
Но заводчане, участвовавшие во встрече, ко всем этим прекраснодушным обещаниям отнеслись со значительным скепсисом. На одном из “предприятий-спасителей” то и дело образуются долги по зарплате, другое готово брать только мужчин и отправлять их по вахтам, третье вовсе в другом городе - не наездишься. Люди не хотят, чтобы за их счет свои финансовые проблемы решали далекие московские собственники. А вот завод свой сохранить - хотят. Чего сделать не удастся, если от предприятия останется лишь “огрызок” в виде пары цехов.
- Слава богу, никто из наших работников еще на улицах не валялся и не бездомничал. Они находят работу. Но вопрос-то поставлен о другом! Сохранить завод! И в этом же должна заключаться задача вменяемого руководителя. Да, наверное, на рынок выйти непросто, но создается такое впечатление, что в нашем случае никто и не пытается! - отметила председатель профсоюзной первички Людмила Енина.
На заводе, кстати, трудится 81 предпенсионер. Несмотря на закон, который должен защищать их рабочие места, каждый из них получил уведомление о сокращении. Правда, руководство ведет речь уже о 24 предпенсионерах, которые лишатся работы. Но и остальные, надо думать, с таким подходом не задержатся. По словам Нила Габдрахманова, замглавы администрации города Салавата по кадрам и общественным вопросам, в правительство Башкортостана уже направлено письмо с просьбой разрешить городу отправить этих людей на досрочную пенсию. Но, во-первых, ответ пока неизвестен. Во-вторых, многие из них, возможно, не хотели бы покидать производство. И в-третьих, зачем тогда было разводить сыр-бор с отдельным законом по защите прав предпенсионеров, если их вот так легко выбрасывают с любого производства? Да и позиция городской администрации по этому поводу уверенности не добавляет. В законе-де сказано, что вывод человека на досрочную пенсию - их право, а не обязательство. Будет финансирование - направят. Не будет - извиняйте.
Стоит отметить, за последние несколько лет “Салаватнефтемаш” значительно потерял в численности. С 2017 года от коллектива больше чем в 1200 человек осталось лишь 659 работающих. Новое же сокращение и вовсе оставит предприятие без людей, что может стать предвестником скорой ликвидации. У некоторых сотрудников есть впечатление, словно завод целенаправленно ведут к банкротству. В этих условиях Башкортостанский реском РОСПРОФПРОМ считает необходимым остановить попытку сокращения (тем более начатую с нарушением процедуры). А далее - тщательно проанализировать, что конкретно происходило с экономикой предприятия на протяжении нескольких лет.
“Планируемое сокращение такого количества работников нарушает все нормы их высвобождения, заложенные в республиканском соглашении между Федерацией профсоюзов РБ, объединениями работодателей РБ и правительством РБ, в республиканском отраслевом соглашении по машиностроительной и оборонной промышленности. Это не только проявление чисто экономического, даже “бухгалтерского” отношения к людям, но и путь, который может привести к закрытию еще одного производства в нашей республике. Как результат - завод, которому в этом году исполняется 70 лет, квалифицированный персонал, высокотехнологичное оборудование, годы наработок - все это может превратиться, в лучшем случае, в небольшой цех. И это происходит в городе Салават, который вошел в особую экономическую зону “Алга”, где основной задачей является создание рабочих мест и новых производств”, - говорится в обращении, направленном республиканской организацией РОСПРОФПРОМ на имя главы региона Радия Хабирова.
Профсоюз уверен: в условиях сложной социально-экономической ситуации в регионе, напряжения на рынке труда - недопустимо появление еще одной болевой точки, которой может стать город Салават. В связи с этим собрание трудового коллектива потребовало от руководства “Салаватнефтемаша” немедленно прекратить процедуру массового сокращения. Помимо требований к работодателю участники собрания адресовали ряд пожеланий и представителям власти. Среди них - проведение внеочередного заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и оказание помощи в сохранении рабочих мест.
Ирина Исламова, председатель Башкортостанского рескома Российского профсоюза работников промышленности:
- Отозвать действующие уведомления о сокращении работодателю придется в любом случае. Они были направлены с нарушением норм трудового законодательства и отраслевого соглашения, так что если руководство не сделает этого добровольно - это станет задачей трудинспекции и прокуратуры. Но прекратить незаконную процедуру увольнения недостаточно. Нужно приложить все усилия для сохранения коллектива, а значит, и завода. Собственно, определенная подвижка в этом направлении уже есть. На собрании руководство предприятия вело речь уже о сокращении 149 человек, а не 338, как неделей ранее. Но нас это не устраивает. Коллектив необходимо сохранить полностью! Помочь в решении этой задачи должны власти нашего региона. Для начала нужно проанализировать на предмет эффективности работу менеджмента, а далее - помочь “Салаватнефтемашу” найти заказы для загрузки производственных мощностей.
5 марта 2021 года
И уже 5 марта 2021 года директором «Салаватнефтемаша» был издан приказ о прекращении действия приказов об изменении штатного расписания, и отмене и отзыве уведомлений о предстоящем увольнении.
Такое решение Ирина Исламова, председатель Башкортостанского рескома Российского профсоюза работников промышленности (РОСПРОФПРОМ), считает победой профорганизации и коллектива предприятия.
– После того как прошло собрание трудового коллектива, где были выдвинуты требования, сегодня пришла радостная весть о том, что пункт первый требований – прекратить процедуру сокращений работников и отозвать направленные уведомления в связи с нарушением ст. 82 ТК – был выполнен. Сегодня вышел приказ о приостановлении приказа и отзыве уведомлений об увольнениях. Мы считаем, что это большое достижение профсоюза и трудового коллектива. Мы выиграли время, правительство республики занимается ситуацией, – рассказала профлидер.
На следующей неделе, по информации рескома, пройдет заседание трехсторонней республиканской комиссии, где будет обсуждаться вопрос сохранения предприятия.
– Наши требования были услышаны. Профсоюз проделал большую работу, в том числе с коллективом. Администрация склоняла людей увольняться по соглашению сторон, но после проведенного собрания трудового коллектива 26 февраля практически никто не ушел по соглашению сторон. Люди верят в профсоюз, – отметила Исламова.