К сожалению, долгое время о православном прошлом было известно довольно мало. Роль православия в жизни наших предков сознательно умалчивалась и сейчас об этом нужно больше говорить. Теперь многое изменилось, и мы многое узнаём о духовности наших предков. Тем более это важно, если помнить о богатейшей истории Валуйского Успенского Николаевского монастыря Воронежской губернии, часть которого сейчас воссоздается в городе Валуйки Белгородской области.
О ком из подвижников Валуйского монастыря помнит церковный календарь?
Сколько было в его стенах монахов-подвижников за несколько веков существования неизвестно. Но жизнь последнего настоятеля обители архимандрита Игнатия (в миру- Ивана Адриановича Бирюкова) весьма примечательна. Тем более, что имя игумена Игнатия входит в общецерковный месяцеслов святых ( 27 сентября- по дню кончины 27 сентября 1932 года ) и поэтому почитается верующими всей России. Отец Игнатий своей жизнью и даже смертью показали верность православной вере.
Попробуем в нескольких очерках нарисовать облик этого человека. И начнем с детских лет.
Преподобноисповедник Игнатий, в миру, то есть до принятия монашества, Иван Адрианович Бирюков, родился 25 мая 1865 года в небольшом городке Бирюч Воронежской губернии. Назван мальчик был, видимо, в честь святого великомученика Иоанна Нового Сочаевского, так как семья крестьян Адриана Павловича и Екатерины Николаевны Бирюковых придерживалась церковных правил, и сына назвали именем святого, празднуемого на восьмой день от рождения ребёнка.
Бирюч в то время - центр уезда в составе Воронежской губернии. Вот несколько штрихов, рисующих духовную жизнь бирючан. В городе существовало несколько учебных заведений, в том числе духовное, готовившее будущих пастырей, и четыре храма. Местные жители были религиозны. Особо почиталась Тихвинская икона Божией Матери, которая спасла верующих от эпидемии холеры. В память об этом бирючанцы ежегодно, с подобающей честью приносили икону Тихвинской Божьей Матери из Усерда, места ее постоянного пребывания, в Бирюч для воздания ей молитвенного благодарения. В Бирюче родилась и некоторое время жила подвижница Мария Константиновна Шерстюкова - пещерокопательница, основавшая монастырь на Дону и напоминавшая своим подвигом святую Марию Египетскую.
Бирюковы были прихожанами церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы , где хором управлял Михаил - старший брат Ивана. В этом же хоре пел сам Иван и другие его братья. До нас дошли слова проповеди настоятеля Успенского храма протоиерея Василия Алексеевского, которые описывают духовную атмосферу, сложившуюся в приходе: «…насколько помню, не было, благодарение Богу, между мной и вами (паствой - автор) никаких пререканий, за исключением частых судебных недоразумений, неизбежных в делах человеческих. Со спокойствием взираю на вас…не подозревая ни в ком из вас ни вражды, ни злобы и не питая в своей душе никаких подобных чувств ни к кому из вас. От души благодарю всех вас за любовь и уважение ко мне, несмотря на многие мои недостатки. Благодарю и хвалю ваше усердие к сему святому храму…»
Иван обучался в духовном городском училище в годы талантливого преподавателя и смотрителя Федора Иоакимовича Вишневского, знатока церковного пения и умелого руководителя церковных хоров. Подобные училища чаще основывались как приходские, и к ним приписывались, то есть могли обучаться, прежде всего, дети местных священнослужителей. Здесь Иван, наставляемый в вере и благочестии, окруженный детьми из семей священников, участвовал в хоре и полюбил церковное пение. Церковное пение и пример близких оказали благотворное влияние на Ивана, который от природы был мальчиком шаловливым.
Постепенно чтение церковных книг, и особенно житий святых, склонило его к мысли об иночестве. Мать просила Ивана не уезжать далеко, а пойти в ближайший к Бирючу Валуйский монастырь.
Важная деталь: духовный путь мальчика перекликается с древними житиями святых, строится по их образцам. Уже в юном тринадцатилетнем возрасте Иван решает отказаться от мирского окружения и стать иноком - так древним подвижникам от материнской утробы предназначен путь посвящения себя служению Богу и ближним. Родители благословляют Ивана на иноческий путь - в древней традиции в благочестивых семьях кто-то из детей становился иноком - молитвенником за свой род. Родительская любовь и привязанность заставляют выдвинуть одно условие: местом подвига должен стать ближайший монастырь. Многие христианские подвижники начинали свой подвиг монастыре только после того, как позаботились о своих родителях. Позднее Екатерина Николаевна Бирюкова Иван будет жить в Валуйском монастыре, согретая заботой сына, и найдет упокоение на монастырском кладбище.
Мать, души не чаявшая в своем сыне, из всех детей особенно выделявшая и любившая Ивана, ласково называла его «касатиком». Сквозь годы пронёс святой Игнатий материнское «касатик» как благословение и духовное наставление на всю жизнь. Когда Иван Бирюков станет уже архимандритом Игнатием, по особому душевному расположению «касатиками» и «касатками» будет называть он всех вокруг себя. Сердечная простота такого обращения внушала к нему невольное уважение. За доброту и особую благостность стяжал он искреннюю и нелицемерную любовь от братства монастыря и окрестных жителей: «касатиком» называли его в народе. Позже, будучи духовником Воронежской епархии, свои письма духовным чадам и воспитанникам будет подписывать всё тем же материнским - «касатик». Иван стал послушником Валуйского монастыря 9 октября 1878 года. Именно в этот день церковь вспоминает житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Видимо, благочестивые родители, полагались на помощь и покровительство этого святого, с которым их сын носил одно святое имя.
Отметим также, что сейчас в Бирюче, районном центре Белгородчины, установлен поклонный крест на месте разрушенного Успенского храма, прихожанами которого была семья Бирюковых, здесь можно увидеть и сохранившиеся корпуса духовного училища.