В советские времена многие предприятия с численностью сотрудников в несколько сотен человек могли позволить за счет отчислений на социальные цели строить для сотрудников и членов их семей базы отдыха и пионерские лагеря.
В зависимости от возможностей это мог быть круглогодичный пансионат в несколько этажей со всей инфраструктурой, включая столовую и актовый зал. Могли быть и летние домики с отдельно стоящей столовой, а то и без нее. В этом случае каждая семья готовила пищу сама себе обычно на газовой плите. Выезжали на отдых на несколько недель или на выходные. Обычно вечером в пятницу, заказанные заранее автобусы, после рабочего дня выезжали с работниками к месту отдыху и в воскресенье вечером вывозили обратно.
Так, например, Московский проектный институт «Гипрокаучук» в 60 – е годы построил на восточном берегу Икшинского водохранилища пансионат «Жемчужина». Этот институт жив и поныне, в отличие от многих других, и расположен неподалеку от станции метро Семеновская. Но "Жемчужина", как действующий объект, перестал существовать в 90-е годы. Остались только голые стены с оконными проемами.
Место расположения пансионата настолько привлекательное, что неподалеку через некоторое время появилось 4-х этажное здание, хозяином которого стал Союз Кинематографистов СССР. Это здание стоит и поныне и состоит из отдельных квартир с кухнями. Жителями этого дома были такие корифеи театра и кино: Санаев, Крючков, Чюрикова, Касаткина, Этуш, сценарист Брагинский. Некоторые жизненные коллизии из икшинской жизни последний перенес в свой сценарий фильма "Гараж"
По мнению актрисы Аллы Демидовой самым примечательным из жителей этого дома был Иннокентий Смоктуновский. Вот что она написала в своих мемуарах:
- Я арендовала у Союза кино двухкомнатную квартирку на 1-м этаже. Наблюдаю с балкона, как в середине прекрасного ромашкового поля перед домом Иннокентий Михайлович копает клумбу в виде буквы S. К концу лета на ней вырастает огромный подсолнух. Он несколько нарушает горизонтальный ландшафт: поле, водохранилище, на другом берегу - лес и деревня. И когда мы сидим на балконе и любуемся летними закатами за водохранилищем, мой приятель, художник Дима Шушкалов, заслоняет этот подсолнух рукой. Нея Зоркая недовольно ворчит: "Это все ваши актерские замашки, Алла Сергеевна, обязательно у всех на виду, в центре поля..."
- На кооперативном собрании разразился скандал. Люди в доме живут в основном творческие, эмоциональные - кричали, что они хотят видеть дикую природу", а не какую-нибудь чахлую железнодорожную клумбу имени Смоктуновского. Постановили: по полю не ходить, ничего не сажать и не нарушать хрестоматийную красоту пейзажа. -
Неподалеку появился дачный поселок "Летчиков испытателей", где осели и некоторые летчики космонавты.
Теперь о базах отдыха.
Скажем, например, только на заливе Истринского водохранилища, образованном рекой Катышкой, до основного плеса водоема их было более десятка: "Родник", Солнышко", "Геофизик", "Былина" и т. д.. На всех этих базах были причалы с лодками и водными велосипедами.
Следует отметить турбазу "Былина". Ее директором долгое время был Рагинский. До этого он работал в "Солнышке". Все постройки на базе были деревянными и напоминали сказочный городок. В центре база находился оригинальный очаг и сказочные терема. Особенной достопримечательностью этих построек были обрамляющие окна и двери макраме из веревок. Все это было делом рук Рагинского.
По турбазе все время ходили гости, обычно приплывающие на лодках.
В 2008 году его уволили с работы и через год он скончался.
Еще одним вариантом воскресного отдыха были зоны отдыха различных районов Москвы. Две такие зоны были на выше упомянутом заливе.
Там были оборудованы пляжи со службой спасения, спортивные площадки, выездная торговля, лодочные станции с прокатом лодок. В выходные дни организовывали специальные рейсы автобусов до мест отдыха.
Одна такая зона располагалась на Мазуринском озере возле станции Горенки. Теперь там практически болото. Зато Балашиха разрослась до фантастических размеров.
Еще интересными были маршруты речного транспорта от Северного Речного вокзала до живописных пристаней на Подмосковных водохранилищах. До дальних пристаней, таких как Солнечная поляна и Хвойный Бор, теплоходы и пароходы отправлялись утром и вечером возвращались с отдохнувшими пассажирами.