Найти тему

Святой Владимир в Старых Садех

Добрый день, друзья. Продолжаем путешествие по Ивановской горке. Мы сейчас находимся в самом сердце её, рядом с храмом святого равноапостольного князя Владимира, что в Старых Садех (то есть в Старых Садах, говоря по-современному). Почему в Старых Садах - об этом я говорила в предыдущей публикации о Старосадском переулке.

Храм этот - одна из древнейших святынь Москвы. Деревянная церковь здесь была поставлена ещё в начале 15 века по повелению Великого князя Василия Первого Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Василий Первый в разные годы составил несколько духовных грамот (завещаний), где перечислял владения, переходящие его сыну и наследнику Василию Второму Тёмному. В духовной грамоте 1406-1407 гг. церковь не упоминается, а вот в духовных грамотах от 1417 и 1423 годов уже упоминается "новый двор за городом у Святого Володимера". По всей вероятности, деревянный храм был возведён в 1415 году, в год 400-летия успения князя Владимира.

В 1514 году уже Василий Третий повелевает построить 11 каменных храмов, в том числе, храм Святого Владимира. Вот как пишут об этом русские летописи за 1514 год:

"...тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение святыя Богородицы да церковь Володимер святый в Садех..., а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин..."

Упомянутая соседняя церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм была построена при Гостином дворе и существовала до конца 18 века, когда городскими властями было принято решение о перестройке и расширении обветшавшего старого Гостиного двора, при этом здание церкви мешало строительству. Было предложено снести лишь здания, окружавшие церковь, а саму ее встроить в Гостиный двор. Однако в таком случае церковь лишалась прихода и дохода от сдачи помещений внаем. Договориться не удалось, и в конце 1790 года все церковные здания были проданы на слом. Деньги, вырученные от продажи материала Введенской церкви и церковной земли (около 620 кв. сажен), пошли на содержание учеников духовных семинарий - Московской и Вифанской (при Спасо-Вифанском монастыре в Сергиевом Посаде).

Храм же Святого Владимира был построен и освящён в феврале 1516 года, и эта Алевизова постройка простояла полторы сотни лет. Кстати, этот Алевиз Фрязин - тот самый Алевиз Новый, который возвёл Архангельский собор в Кремле. До него в Москве работал ещё один Алевиз - Старый. Того тоже звали Фрязин, потому что на Руси всех итальянцев так называли. Средиземное море звали Фряжским. Происхождение подобного наименования пока не установлено с достоверностью, есть только предположения. Например, что это пошло от названия племени франков, жившего на берегах Средиземного моря. Впрочем, единого мнения на этот счёт нет. А с Фрязиными время от времени возникает некоторая путаница. Но в настоящее время исследователи сходятся в том, что автором упомянутых церквей был Алевиз Новый, тогда как Алевиз Старый возводил стены и башни Кремля.

Во второй половине 17 века храм был полностью перестроен. В последующие века он неоднократно страдал от пожаров, в том числе, большого московского пожара 1737 года и пожара 1812 года. В результате ремонтов и восстановлений внешний вид храма менялся. Однако в ходе реставрационных работ второй половины 20 века в нижней части стен были обнаружены кирпичи, датированные 17 веком. Следов кладки 16 века не обнаружено, но некоторые архитектурные детали, свойственные больше 16, чем 17 веку, дали основания предполагать, что элементы алевизовой постройки были использованы при перестройке храма в 17 веке, как память о первоначальном каменном храме. К таким элементам можно отнести почти квадратный план основного четверика с трехапсидной частью, поясок арочек под карнизом абсид, южный перспективный портал со сноповидными капителями.

Аркатурный поясок под карнизом абсид
Аркатурный поясок под карнизом абсид

После революции и до закрытия храма в 1933 году здешние священники в полной мере испытали на себе все гонения, обрушившиеся на церковь.

Говоря о священниках, служивших в храме в 20 веке, хочется вспомнить Владимира Амбарцумова, судьба которого не совсем обычна. Точнее, начало его пути не совсем обычно. Конец, к сожалению, обычен.

-3

Владимир Амбарцумов родился 20 сентября 1892 года в Саратове. Его отец, Амбарцум Егорович, был одним из сподвижников основателя обучения глухонемых в России Фёдора Андреевича Рау.

В детстве Владимир воспитывался в лютеранской вере. Поступив в Московское Петропавловское училище при Петропавловской лютеранской церкви, он увлёкся физикой. В 1911 году поступил в Московский университет, а в 1913 году переехал в Берлин и продолжил обучение в Берлинском университете. В Берлине он познакомился с христианским студенческим движением и стал его активным участником.

Вернувшись перед Первой мировой войной в Россию, Владимир продолжил обучение в Московском университете, где также был студенческий христианский кружок, в работе которого молодой человек принял деятельное участие.

Владимир был талантливым физиком, и его ждала блестящая карьера, однако в 1917 году, по окончании университета, он оставил научную деятельность, стал зарабатывать на жизнь частными уроками и продолжал трудиться в христианском кружке.

В начале 1920-х годов христианское студенческое движение в России получило развитие в разных городах. Был образован Центральный комитет христианских студенческих кружков, председателем которого был избран Владимир Амбарцумов.

Надо сказать, что до 1924 года подобные студенческие объединения были легальными и пользовались всеми правами общественных организаций. Но в 1924 году они были запрещены, и многие руководители кружков подчинились запрету, однако Владимир Амбарцумов продолжил нелегальную деятельность. Занятия проводились на частных квартирах, собирались членские взносы, организовывались съезды представителей кружков (последний прошёл летом 1928 года в Подмосковье).

Владимир Амбарцумов принял православное крещение в 1926 году и начал православное служение в 1927 году: сначала в городе Глазове в качестве дьякона, затем иерея, а в самом конце 1927 года он стал вторым священником храма Святого Владимира в Старых Садех. По свидетельствам прихожан, служил он вдохновенно, особенно в праздники.

Но в 1931 году он был вынужден оставить служение и поступил на работу в Научно-исследовательский институт птицеводства. Связано это было с тем, что ему как священнослужителю необходимо было определить своё отношение к Декларации митрополита Сергия 1927 года. Этот документ, официально изданный фактическим управляющим Русской православной церкви, Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) и Временным Патриаршим Священным Синодом при нём, датированный 16/ 29 июля 1927 года, фактически провозгласил полную лояльность церкви по отношению к советской власти. Официальное название документа - «Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода архипастырям, пастырям и всем верным чадам Всероссийской Православной Церкви».

Власти использовали декларацию 1927 года как одно из средств для борьбы с церковной оппозицией. При аресте агент ГПУ спрашивал епископа или священника: «Как вы относитесь к Декларации митрополита Сергия?»; при отрицательном ответе, данный епископ признавался контрреволюционером и брался под стражу. Однако с началом 1930-х годов власти постепенно перестали делать различия между «сергиевцами» и другими течениями, приступив к планомерному подавлению любой религиозной активности. Из подписавших «Декларацию» в 1936—1938 годы один (Филипп) умер в тюрьме, двое (Серафим и Павел) были расстреляны, один (Константин) забит до смерти на допросе, один (Анатолий) умер в лагере и лишь трое - митрополиты Сергий и Алексий и архиепископ Сергий (Гришин) дожили до созыва Архиерейского собора в сентябре 1943 года.

Вот к этому-то документу необходимо было определить своё отношение служителям православной церкви. Именно по этой причине Владимир Амбарцумов оставил служение. Работая в НИИ птицеводства, он разыскивал семьи репрессированных, организовывал им постоянную материальную помощь. Из своего заработка он значительную часть отдавал неимущим, оставляя себе и детям только самый минимум и не позволяя никаких излишеств.

5 апреля 1932 года Владимир Амбарцумов был арестован как <<активный участник Всесоюзной контрреволюционно-монархической организации "Истинно Православная Церковь">>. По этому делу были арестованы более 100 человек из духовенства и мирян, не поминающих митрополита Сергия. Амбарцумов был приговорён к высылке на три года на Север, но затем приговор был заменён на условный, о чём ходатайствовало руководство Академии наук, где он в то время работал. После освобождения Амбарцумов продолжал работать в научно-исследовательских организациях, занимался разработкой и конструированием различных приборов, имел авторские свидетельства на изобретения.

В ночь с 8 на 9 августа 1937 года Владимир Амбарцумов был арестован в селе Николо-Архангельское, где он снимал жильё вместе с детьми. Согласно следственному заключению от 2 ноября 1937 года, он обвинялся в том, что был "активным участником и организатором контрреволюционной монархической организации церковников...среди своих единомышленников проводил большую контрреволюционную работу, направленную к свержению соввласти и реставрации монархического строя в СССР, то есть в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 и 11 УК РСФСР".

5 ноября 1937 года Владимир Амбарцумов был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе священномученик протоиерей Владимир Амбарцумов был прославлен в лике святых.

В 1921-1922 гг. настоятелем Владимирского храма был отец Александр Покровский, расстрелянный в том же 1937 году, на том же Бутовском полигоне, по аналогичному обвинению в "контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации".

Много их было...И в разных храмах, не только здесь. Но здешние места и вовсе непростые. Напротив, в Ивановском монастыре, вообще была тюрьма НКВД. Мы поговорим об Ивановском монастыре завтра, это целая большая, многовековая история загадок и драм.

А храм Святого Владимира был закрыт в 1933 году и передан в распоряжение спецслужб ОГПУ. Вот как он выглядит на фото 30-х годов прошлого века.

-4

Было уничтожено внутреннее убранство, неизвестно куда пропали иконостас, иконы, ризница, литургическая утварь.

В 1937 году храм начали разбирать, но ограничились только разборкой завершений главной церкви и Борисоглебского придела.

Перед разборкой глав церкви архитектором Г.В. Севаном, работавшим тогда в мастерской И.В. Жолтовского, был произведён обмер памятника. Эти материалы очень помогли впоследствии, при восстановлении утраченных деталей храма в ходе реставрационных работ 1970-1990-х годов.

Первоначально в помещениях церкви был устроен склад ГПУ. После войны она была передана организованной в то время Государственной Исторической библиотеке, здание которой находится по соседству. Храм использовался как хранилище обменного фонда библиотеки.

В 1960-е годы было принято решение о реставрации храма. Фасады были восстановлены к московской Олимпиаде 1980 года, после этого начались реставрационные работы в интерьерах.

Осенью 1990 года храм был возвращён православной церкви.

Заходите в храм святого Владимира. Особенно он хорош летом, когда утопает в цветах, за которыми заботливо ухаживают служители храма.

-5

Для тех, кто заинтересуется - наша прогулка по Ивановской горке началась со Старосадского переулка, вот ссылки на предыдущие публикации: 1, 2, 3, 4

До новых встреч!