Ираклий Татиев и его проекты
Наталия Сырбу (специально для Большой Ялтинской Энциклопедии)
Ираклий Георгиевич Татиев, один из выдающихся архитекторов советского времени, 25 лет (1949-1974) проработал в ведущей проектной организации - Ялтинском отделении института «Гипроград», переименованном потом в филиал головного института КрымНИИпроект.
Это был созидательный период в истории послевоенной Ялты. Велись работы по восстановлению разрушенного войной города, а также строились новые дома, разбивались парки и скверы. Ялта строилась и развивалась…
По решению правительства наш город был включен в перечень 22 городов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Через два месяца после освобождения Ялты из Москвы прибыла группа специалистов во главе с Андреем Константиновичем Буровым, крупным советским архитектором, который сочетал в себе дар архитектора с талантом ученого-новатора. Под его руководством в 1944-1945 гг. разрабатывался проект восстановления и реконструкции центра Ялты. В основу проекта была положена идея создания современного комфортабельного города-курорта: с приморской набережной, освобожденной от транспорта, с удобным морским портом, с транзитной автомобильной магистралью, не мешающей курортной жизни города. Он с убежденностью утверждал: «Нужно использовать все, что нам дают современные знания, искусство, передовая техника и строить города не для площадей и ансамблей, магистралей и автомобилей, а для людей».
Одновременно другая группа разрабатывала генеральный план всего города с проведением инвентаризации всех уцелевших зданий. Новый генеральный план был утвержден в апреле 1948 года. Его авторы – архитекторы А. С. Смолитский и Л. Н. Букалова.
Архитектор И. Г. Татиев вернулся в Ялту в мае 1949 года и был зачислен в Ялтинскую проектную группу. Ялта для Ираклия Георгиевича была родным городом, здесь он жил с 1928 года с тетей, которая его воспитывала после смерти матери, здесь окончил школу. Вернулся молодой специалист с хорошим профессиональным багажом знаний, полученным в Московском архитектурном институте. Был и небольшой практический опыт – два года после окончания института он проработал архитектором «Львовпроекта». Вместе с ним приехала жена Ольга Константиновна Быстрова. Она тоже получила архитектурное образование в Московском архитектурном институте.
Одной из первых самостоятельных работ молодых архитекторов был Дом творчества писателей. По проекту архитекторов И. Г. Татиева и О. К. Быстровой были построены спальный корпус и клуб-столовая. Работы по строительству велись в 1955-1957 гг.
Реконструкция и застройка центра и набережной Ялты велись комплексно, по генеральному плану. Коренным образом изменился вид набережной. Огражденная со стороны моря монументальной оградой с чугунной решеткой и красивыми фонарями, озелененная, она заканчивалась большой площадью-сквером, в центре которой в 1954 году был установлен монументальный памятник – бронзовая фигура В. И. Ленина на стройном гранитном постаменте темно-красного цвета (скульптор П. Яцино, архит. А. Фомин). Продолжением набережной служит приморский парк, в котором в эти же годы были установлены великолепные памятники: обелиск в честь декрета СНК РСФСР о превращении Крыма во всесоюзную здравницу (1952 г., архит. П. А. Стариков), памятник Максиму Горькому (1956 г., скульптор И. Гончар, архит. В. Гнездилов) и памятник А. П. Чехову (1953 г., скульптор Г. Мотовилов, архит. Л. Поляков).
Архитектурные ансамбли площади В. И. Ленина и площади Советской – самые значимые проекты архитектора Татиева. На северной стороне площади Ленина в 1955-1957 гг. возводится здание горкома партии. Невзирая на то, что в те годы велась борьба со всевозможными архитектурными излишествами, Татиев украшает здание треугольным фронтоном, поддерживаемым десятью колонами с капителями.
Одну из сторон площади замыкает здание главпочтамта, построенного в 1960 году. «Удачно найденный масштаб новых зданий позволил тактично включить в архитектурный ансамбль площади и гостиницу «Крым», построенную в начале XX века архитектором Н. П. Красновым». Два архитектора – Н. П. Краснов и И. Г. Татиев, работая в разное время, создают единый образ площади, с которой начинается набережная. Возможно, не случайно ялтинские старожилы на мою просьбу рассказать о Татиеве ответили: «Так это же Краснов советского периода». Думаю, что Ираклий Георгиевич был бы доволен таким сравнением.
Площадь Советская создается позже. Вначале были построены Дом торговли и кинотеатр «Сатурн» (1965-1970), затем – административное здание исполкома (1972). Проектируя здание исполкома, Татиев решает сложную архитектурную задачу – создает здание с двумя парадными фасадами: южный - в стиле классицизма, северный - в стиле постмодерна. Как отмечают специалисты: «Каждый из фасадов блестяще «работает» на градостроительные участки: южный, богатый пластикой и тенями – на площадь Ленина; северный, насыщенный графичностью форм и эмблематикой – на площадь Советскую ˂…˃ акцентирован небольшой башней, удачно расположенной на стыке «старой» архитектуры горкома и более современной – здания горисполкома».
Еще одну важную работу архитектора Татиева следует отметить – это руководство и выполнение архитектурной части проекта реставрации «Ласточкина гнезда». Конструкции разработал В. Н. Тимофеев, также сотрудник КрымНИИпроекта, работы выполняли рабочие «Ялтаспецстроя».
Как вспоминает конструктор-макетчик Валентин Михайлович Велькер, которому посчастливилось поработать в проектной мастерской № 1 под руководством Ираклия Георгиевича: «Для него не было важных и второстепенных проектов. Когда строилась трасса Ялта-Симферополь, он с удовольствием проектировал троллейбусные остановки. Ираклий Георгиевич был очень чутким и деликатным человеком. Со вниманием относился к молодым специалистам. Тогда не было должности макетчика, но узнав, что у меня есть желание заниматься макетами, дал мне такую работу. На набережной планировали установить Эспаньолу, и он поручил изготовить макет. Я счастлив, что мне довелось работать с таким прекрасным архитектором и человеком».
Ираклий Георгиевич ценил мнения не только коллег-архитекторов, но и людей разных профессий, встречаясь с которыми, он показывал рисунки будущих проектов.
Люди этого поколения любили и умели общаться. Собирались вместе послушать новые песни Окуджавы, с которым многие ялтинсцы были знакомы лично. Умели радоваться успехам друзей. Радовались тому, что Ялта преображается и хорошеет.