Найти тему
Литература и ветер

Романтическая баллада Жуковского "Светлана": куда ночь, туда и сон

К. П.  Брюллов. Гадающая Светлана. 1836. Нижегородский государственный художественный музей.
К. П. Брюллов. Гадающая Светлана. 1836. Нижегородский государственный художественный музей.

Жанр баллады в творчестве Жуковского

В. А. Жуковский вошел в историю русской литературы как автор романтических баллад. Этот жанр унаследован русской поэзией из европейской литературы и связан с фольклором (народной песней, историческим преданием). Большинство баллад Жуковского переводные, но они являются, скорее, не переводами, а самостоятельными литературными произведениями, так как поэт вносит в них нечто свое: новые трактовки образов, иную авторскую оценку, нередко – русский колорит.

История создания

Романтическая баллада «Светлана» опубликована в 1813 г. с посвящением Александре Андреевне Воéйковой – младшей сестре возлюбленной поэта Марии Андреевны Протасовой. Баллада стала популярной, Жуковского часто называли «певцом Светланы».

Произведение Жуковского отсылает читателя к балладе немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора», основанной на немецких народных легендах о мертвом женихе, забирающем к себе тоскующую невесту.

Сюжет

Время действия баллады – современная поэту эпоха. Сюжет произведения фантастический, сказочный, но происходящее – только сон, навеянный атмосферой святочных гаданий. Уже в начале баллады читатель погружается в мир народных поверий и обрядов, сопровождающих русские зимние праздники.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Башмачок... бросали - считалось, что жених придет оттуда, куда будет указывать носок упавшего башмачка.

Снег пололи - отыскивали спрятанное в снегу кольцо.

Под окном слушали - девушки ходили слушать под окна чужих домов. По характеру ведущейся в доме беседы - благостному или напряженному - определяли, какой будет судьба юной женщины.

Кормили cчетным курицу зерном - петуха или курицу кормили определенным количеством зерен: склюет всё - выйдет девушка замуж в этом году, а не склюет - считали оставшиеся зерна и предсказывали, сколько лет осталось до свадьбы.

Ярый воск топили - свечные огарки растапливали и выливали в миску с холодной водой. По очертаниям застывшего воска предсказывали будущее.

В чашу с чистою водой клали перстень золотой, серьги изумрудны - девушки опускали кольцо или другое украшение в воду и вглядывались в отражение: в нем должен был проступить образ суженого.

Песенки подблюдны (подблюдные песни) - русские обрядовые песни из 4 - 6 строк, исполнявшиеся во время святочных гаданий и в символических образах предсказывавшие будущее. Например, если в подблюдной песне пелось о коте и кошке ("Зовет кот кошурку // В печурку спать" - примечания Пушкина к "Евгению Онегину"), курице и петухе, двух голубях, то это обозначало женитьбу по любви.

* * *

Светлана тоскует по уехавшему год назад милому другу, от которого нет вестей.

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался - вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

С помощью зеркала и свечи героиня вызывает суженого. Он приглашает ее ехать венчаться в церкви.

Во время поездки с женихом в санях девушка замечает необычную, тревожную атмосферу происходящего. Героиню удивляет и настораживает молчание суженого, его унылое настроение.

Скачут... пусто всё вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Вещий - предвидящий будущее, пророческий.

В храме влюбленные видят множество людей, яркий свет и черный гроб: происходит не венчание, а отпевание покойника. Начинается метель, кони несут героев дальше. Черный ворон вьется над санями и каркает: "Печаль!" В поле виден огонек - это избушка, "хижинка под снегом". Вдруг кони, сани и жених пропадают.

Брошенная, испытывающая страх Светлана не может воротиться, крестится и, постучав в дверь, входит в избушку.

Героиня видит гроб, накрытый белым покрывалом. Трепеща и плача, Светлана опускается перед иконой Спаса, стоящей в ногах гроба, и молится. Притаившись со своим крестом в руке, она видит, что вьюга утихла, слабо - то разгораясь, то потухая - тлеет свечка. Влетает белоснежный голубок, садится Светлане на грудь ("перси") и обнимает девушку крылами.

Мертвый шевелится, так что спадает покров и становится видно его лицо с закрытыми глазами - "лик мрачнее ночи". На лбу покойного - венец. Мертвец издает стон и пытается пошевелить холодными руками. Светлане грозит гибель, но голубок вспархивает на грудь покойного и лишает его разрушительной силы. Сверкнув на деву грозными очами, умерший снова застывает. Светлана узнает в нем своего милого друга и тут же пробуждается.

Освободившись от кошмарного сна девушка снова попадает в реальный мир, но не сразу избавляется от гнетущего ощущения.

Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит... Светланин дух
Смутен сновиденьем.

Денница - "утренняя звезда" в славянской мифологии, планета Венера.

Слышен дорожный колокольчик, сани всё ближе. Из них выходит "статный гость" и идет к крыльцу. Это приехал долго отсутствовавший жених Светланы. После "опыта разлуки" он всё так же любит девушку, героиня обретает счастье, молодые готовятся к свадьбе.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!

Идея

Идея произведения христианская. Она заключается в том, что героиню от темных сил спасает вера в провидение - Бога.

Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье».

Зиждитель - Бог, Господь.

Светлана, чья душа "как ясный день", оказывается неподвластной силам зла. Последняя строфа баллады содержит доброе отношение автора к героине, мысль о важности обретения молодой женщиной, как сегодня сказали бы, базового доверия к миру - стойкой веры в светлые начала жизни,

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо - Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Покров - употребляется в значении "защита".

Национальный колорит. Символика. Новаторство

Баллада «Светлана» стала подлинно русским, национальным произведением, имеет ярко выраженное фольклорное начало. Автор использует стиль народного сказочного повествования, воспроизводит черты русского быта, народные обряды, приводит (в обработанном виде) текст гадальной песни.

В образе главной героини Жуковский намечает характерные черты идеального русского женского типа: верность, кротость, чувствительность, нежность, мягкость, лиричность. Светлана с нетерпением ждет встречи с любимым, но не ропщет, тверда в своей вере. Автор дает ей символическое исконно русское имя. Положительная оценка героини автором очевидна: поэт называет ее «милой Светланой». Говоря о девичьем мире, Жуковский использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «вечерок», «башмачок», «песенки», «подруженьки».

Символика баллады включает в себя преобладающий над темнотой белый цвет, свет (снег, имя героини, мотивы света, свечи, огонька).

Новаторство Жуковского в развитии жанра баллады состоит в том, что, во-первых, поэт создает балладу в русском духе (русское общество после событий 1812 г. переживало национально-патриотический подъем), а, во-вторых, меняет более традиционную для этого жанра трагическую развязку на счастливый финал.

Влияние на последующую литературу

Образ Светланы оказал влияние на образы таких литературных героинь, как Татьяна Ларина и Наташа Ростова. Это подчеркивает их народность – «русскую душу» – и нравственные качества.

Если помните, естественные, доверяющие своим чувствам, героини Пушкина и Толстого тоже пытались гадать на Святки.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.

Разъясняя Онегину, кто из сестер Лариных Татьяна, Ленский сравнивает героиню со Светланой Жуковского. Перекликаются и простонародные имена героинь, и увиденные ими сны. Вот только сон Татьяны оказывается пророческим - в символическом виде изображает ее будущие именины с их навязчивой многолюдностью и трагическую дуэль Онегина и Ленского.

После помолвки с Болконским и его отъезда на год Наташа и ее кузина Соня гадают, зажигая свечи и садясь перед зеркалом. Наташа ничего не может увидеть, и Соня смотрит в зеркало за нее - пытаясь разглядеть князя Андрея. Соня говорит, что рассмотрела лишь "что-то синее и красное" (т. 2, ч. 4, гл. 12). Любопытно, что гадание не обмануло. Внимательный читатель запомнил, что "синим, темно-синим с красным", "четвероугольным" (как квадрат зеркала) немного раньше (ч. 2, ч. 3, гл. 13) Наташе представлялся именно Пьер Безухов, в итоге и становящийся ее мужем.

_________

Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!

По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!

Сказки
3041 интересуется