Титаник - выдающийся фильм и шедевр мирового кинематографа. Обычно в фильме все внимание приковано к событиям катастрофы. Но характеры главных героев и их отношения между собой не менее интересны, давайте порассуждаем!
Кто наши герои? Роза Дьюитт Бьюкейтер (Кейт Уинслет) и ее мать, вдова Рут Дьюит Бьюкейтер. После смерти главы семейства, Бьюкейтеры остались почти без денег. Но к счастью безутешной вдовы, Роза обручена с богатым женихом Кэлом Хокли. Хочет ли сама Роза идти под венец - это отдельный вопрос, но давайте по-порядку.
К Титанику сквозь толпу подъезжает роскошная машина, отделанная золотом. За ней следуют еще две, груженные различным багажом. Из машины выходит Роза. Или точнее ее шляпа. Обратите внимание, шляпа перевязана шикарным бантом. Роза словно упакована как подарок. Подарок Кэлу разумеется:
"Не понимаю из-за чего столько шума? Он не больше Мавритании", -
девушка скептически смотрит на корабль. Она не разделяет восторгов матери и жениха.
Тем временем Джек Доусон (Леонардо Ди Каприо) играет в карты в пабе рядом. Он авантюрист. На карту ставит последние деньги. В этот раз его авантюра оказывается успешной и они с другом выигрывают билеты на Титаник.
Пассажиры первого класса располагаются в шикарных многокомнатных каютах. Здесь интересный момент, из которого мы пониманием как разнятся взгляды Розы и Кэла. Девушка распаковывает картины, она хочет повесить их в каюте.
"Они восхитительны, глядя на них, ты словно попадаешь в сказку", - говорит она.
Для нее это очень важно. Даже те несколько дней что они будут плыть до Америки, она хочет любоваться красотой искусства. Кэл же бросает презрительную усмешку- "О боже, опять эти картины? Напрасная трата денег. Ну хоть стоили дешево":
Интересно, какие траты Кэл считает не напрасными?
Обед. Наши герои как почетные гости корабля обедают в компании главного конструктора мистера Эндрюса и председателя компании White Star Line Брюса Исмэя. За столом все восхищаются Титаником, его размерами и поют дифирамбы его создателям. Роза тем временем закуривает сигарету. При замечании матери - "Роза, я этого не одобряю", девушка выдыхает дым ей в лицо. А потом вспоминает старину Фрейда и высмеивает Исмэя, говоря об озабоченности некоторых мужчин размерами. Настоящий подростковый бунт против матери и всего чем мать так восхищается.
Палуба пассажиров третьего класса. Джек Доусон рисует в своей папке, здесь же его друг Фабрицио и другие ребята. Общение простое и непринужденное, никто не восхваляет корабль и его великолепие, ведь на этой палубе выгуливают собак пассажиров первого класса, чем уж тут восхищаться?
Джек замечает вдалеке Розу и влюбляется в нее с первого взгляда. Компания подшучивает над ним. "Ага, мечтай", - смеются парни.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Молодая невеста, пойманная и загнанная в угол, решает сбежать от всего и совершить самоубийство, спрыгнув с корабля. Джек оказывается поблизости и спасает ее. При этом он говорит с Розой по-простому и искренне. Этот простой человеческий разговор и понимание - все что нужно было девушке в момент отчаяния.
Подошедший Кэл уводит возлюбленную с собой.
В каюте жених дарит Розе шикарный голубой бриллиант в 56 карат.
"Им владел Людовик 16ый. Королевский бриллиант. Мы с тобой король и королева, Роза", - говорит Кэл.
Какой нарцисс, однако! Вот кем он видит себя - королем! Мне закрадывается мысль что этот джентельмен происходил из богатой но не слишком титулованной семьи, в отличии от Розы. И поэтому он решил жениться на девушке с громкой фамилией, несмотря на то что ее семья разорена.
Роза поражена красотой украшения, но потирает шею от неудобства - колье словно удавка на ее шее.
В знак признательности за спасение девушки, Джек приглашен на обед высшего общества. Перед обедом Роза со своим спасителем вместе гуляют и беседуют. Девушка словно оживает. Их разговор не оттенен чопорностью, манерностью и хвастовством. С Джеком она может быть самой собой, ей не надо ничего из себя строить. И хотя между ними очень сильная разница в достатке, оба беседуют друг с другом на равных.
Роза узнает что Джек рисует и его картины приводят ее в восторг. Он разделяет ее любовь к искусству. А мы узнаем что этот художник не просто умеет хорошо рисовать, он очень наблюдательный, подмечает детали и хорошо видит людей, настоящий творец.
Наблюдательность Джека помогает ему и на торжественном обеде. Наблюдая за публикой, он быстро перенимает манеры высшего общества и без проблем вливается в клуб богатых и знаменитых.
Как говорит ему Молли Браун - "Запомни, они любят деньги. Притворись членом золотых рудников и ты член их клуба". И у Джека отлично получается это сделать.
За столом мать Розы сразу начинает атаковать Джека. Пытаясь унизить его, она все время возвращается к теме его нищеты и принадлежности к классу. Все эти колкости молодой художник виртуозно парирует, чем заслуживает всеобщее одобрение. Вдова приходит в негодование.
После обеда Джек и Роза тайно встречаются и отправляются веселиться уже в компанию Джека и его попутчиков. До ночи они вместе с другими пассажирами третьего класса танцуют под веселые ирландские песни.
На следующее утро девушку ждет разборка с Кэлом и матерью. Кэл знает где Роза провела этот вечер. И похоже его больше заботит не тот факт что она была с другим мужчиной, а то что она находилась среди низшего сословия.
Как так - его королева и отплясывает с бедняками!! Какой же он, Кэл, король после этого!
Дальше взбучку Розе устраивает ее мать. О, здесь мы видим классику манипуляции. Сначала вдова ведет себя как преследователь. Она набрасывается на дочь с обвинениями, как та посмела - ведь у них нет денег, а Кэл их последняя надежда.
Девушка прерывает упреки матери и не ведется. Мать не отступает и пробует другой маневр, разыгрывая карту жертвы. В слезах она восклицает - "Не будь такой эгоисткой, Роза! Неужели ты хочешь чтобы я работала белошвейкой? Ах!". Хм, а мать не ведет себя как эгоистка? Тут Роза сдается, она растерянна.
Мать довольна собой что нашла нужный рычаг.
"Мы женщины, наш удел - терпеть и подчиняться", - говорит она дочери. Вот только сама она терпеть и подчиняться не хочет. А хочет жить на широкую ногу ценой счастья дочери.
Роза между двух огней и две части борются внутри нее. Одна часть хочет быть хорошей дочерью для мамы и леди для общества, другая - хочет свободы. В итоге девушка выбирает свободу и возвращается к Джеку.
Чтобы таки образумить и вернуть юную девицу в свой круг, Кэл с матерью предпринимают еще одну попытку - подстраивают кражу того самого колье.
"Две дорогие мне вещи пропали сегодня. Одна из них вернулась.", - говорит Кэл когда Роза с Джеком приходят в каюту сообщить об айсберге. Обратите внимание, "вещь" - вот как Кэл называет свою будущую супругу. Она для него всего лишь красивая купленная за дорого вещь.
Бриллиант находят в кармане Джека, парня в наручниках отправляют вниз.
Тем временем, на корабле начинается эвакуация, пассажиров рассаживают по шлюпкам. Мать Розы в своем репертуаре, ее волнует только один вопрос:
"Скажите, а места предоставляются в соответствии с классом?"
Наверное смерть для нее не так страшна, как оказаться в одной лодке с кем-то из класса пониже. Кэла кажется смерть тоже не очень-то страшит. Он полагается на деньги, покупая место в шлюпке. Однако, когда он узнает что Джек и Роза снова вместе и их видели на противоположной палубе, Кэл отказывается сесть в лодку и бегом мчится за парочкой. Удивительно, желание мести затмевает даже инстинкт самосохранения. Он без всякого сочувствия целится и стреляет в ту, которую недавно называл своей "королевой". К счастью, влюбленным и тут удается сбежать от разъяренного джентельмена.
В результате катастрофы Джек погибает. Роза спасается в последний момент, но не возвращается к Кэлу и матери, выбирая остаться среди пассажиров третьего класса.
Через несколько дней пароход Карпатия с выжившими пассажирами Титаника прибывает в Америку.
Перед девушкой возвышается статуя свободы с яркими огнями.
Я рада что Роза сделала выбор в пользу себя. В конце фильма ее героиня рассказывает что стало дальше с Кэлом и ни слова не говорит о матери. Возможно, спустя несколько лет они возобновили и все таки поддерживали какие то отношения. Но не думаю что мать при этом переменила свое мнение. Скорее она всегда говорила что хотела лучшего для дочери, а та не слушалась ее.
А вы как думаете, сделала ли Роза правильный выбор? Можно ли назвать Кэла нарциссом? Если бы их брак с Розой все таки состоялся, как сложилась бы их дальнейшая судьба? Жили бы они счастливо? Раскаивалась ли мать Розы в своем поведении после катастрофы? Давайте порассуждаем!