Найти в Дзене
История. Факты+мысли

Экипаж капитана Йорка - бомбардировка Токио, побег из СССР и возвращение домой

Окончательно решив нанести удар по Перл Харбору, правительство Японии, как ни странно, вовсе не планировало начинать полномасштабную войну с Соединенными Штатами.
Расчет был, прежде всего, на то, что после ликвидации тихоокеанского флота, американской экономике, обремененной обязательствами по программе Лэнд Лиза, не хватит мощности на обеспечение вооружением и боеприпасами собственной армии.

Кроме того, чтобы соблюсти международный этикет, в Токио решили объявить войну Америке за полчаса до начала бомбардировки.
Таким образом, японцы надеялись избежать обвинений в вероломном нападении, а поверженному противнику оставляли возможность перевести конфликт на дипломатические рельсы, с целью добиться отмены эмбарго на поставку нефти и ареста японских активов.

Потери и разрушения были значительны, но авианосцы, как главную силу флота, удалось сохранить.
Потери и разрушения были значительны, но авианосцы, как главную силу флота, удалось сохранить.

Однако ни один пункт из этих замыслов не реализовался.
В первую очередь, оборонная промышленность США (даже не прибегая к методам военного коммунизма) успешно справилась с наплывом военных заказов.
Во-вторых, нота американскому послу, по непонятной причине, была вручена только через несколько часов после начала атаки.
И, в-третьих, само нападение на южное побережье острова Оаху, не принесло ожидаемых результатов, так как главной цели – двух авианосцев – на тот момент в бухте не оказалось.

Помимо этого, японцы, дважды направлявшие к берегу лавину из 350 самолетов, так и не решились на третий рейд, потеряв 9 машин во время первой волны, и не досчитавшись 20 экипажей после второй.
Позднее, адмирал Тюити Нагумо признал своей главной ошибкой решение прекратить боевые действия, не уничтожив склады ГСМ, судоремонтные доки и штаб ВМС США на Гавайях.

Госпиталь японцы тоже не успели разбомбить. (фото из открытых источников)
Госпиталь японцы тоже не успели разбомбить. (фото из открытых источников)

Известие о страшном ударе повергло в шок все население Америки, но желание отомстить оказалось сильнее страха, поэтому уже через несколько месяцев возник план ответной бомбардировки Токио.
Конечно, этот налет, должен был носить больше демонстрационный характер, поскольку в нем участвовало всего лишь 16 самолетов.

Задача осложнялась еще и тем, что взлетев с палубы корабля и выполнив боевую задачу, пилоты должны были на последних граммах топлива приземлиться в Китае, где им надо было очень постараться, чтобы не попасть в руки японцам, оккупировавшим большую часть страны.

Все было бы гораздо проще, если бы удалось договориться о старте с советской территории, но такие действия нарушили бы условия мирного договора с Японией, а товарищ Сталин всегда неукоснительно выполнял условия любого Пакта.

В итоге, 18 апреля 1942 года, эскадрилья под командованием полковника Джеймса Гарольда Дулиттла, сумев оторваться от короткой взлетной полосы на авианосце «Хорнет», взяла курс на Токио.

Через несколько часов, сбросив на город свой смертоносный груз, командиры экипажей повернули в сторону Китая, но ни один самолет, из-за нехватки горючего, не достиг намеченной точки.
Один из бортов разбился у прибрежной полосы, похоронив под обломками пилотов, остальные прыгнули с парашютом, рассчитывая на помощь китайских партизан.
Большинству из них повезло – 64 летчика, в конце концов, вернулись домой, но восемь человек оказались в японском плену.

Из восьми пилотов, трое были обезглавлены, один скончался от ран.
Из восьми пилотов, трое были обезглавлены, один скончался от ран.

Совсем по другому сложилась военная судьба бомбардировщика Б-25 «Митчелл», под командованием капитана Эдварда Йорка.
Отбомбившись над вражеской столицей, он полетел строго на запад, к берегам Советского Союза, ссылаясь на неисправность в системе подачи топлива.


На пути к аэропорту Унаши, близ Находки, экипажу неимоверно повезло, поскольку, минуя несколько линий ПВО на значительной высоте, одинокий фюзеляж Б-25 принимали то за ЯК-4, то путали с ПЕ-2, поэтому огонь не открывали.
Несмотря на то, что для обеих сторон все закончилось удачно, позже начальство зенитного дивизиона будет наказано за потерю бдительности.

Как только американцы выбрались из кабины, оставив самолет на взлетно-посадочной полосе, им устроили самую теплую встречу, несмотря на языковой барьер.
Капитан Эдвард Йорк, не подозревая какой переполох поднялся в Москве из-за их прибытия, надеялся на скорое возвращение домой, но на деле все оказалось не так просто.

Следуя указаниям из Кремля, пилотов отправили в Хабаровск, где командующий войсками Дальневосточного фронта генерал Апанасенко официально объявил об их интернировании.
Через несколько дней, соблюдая режим строгой секретности, американцев, в сопровождении трех офицеров и переводчика, привезли в Куйбышев и разместили в лучшей
(по советским меркам) гостинице.

Перелет в Куйбышев оказался только началом пути, длиной в 1.2 года.
Перелет в Куйбышев оказался только началом пути, длиной в 1.2 года.

Несмотря на радушный прием, экипажу не разрешили общение с послом США, опасаясь утечки информации, и в тот же день отправили в деревню Охун, под Пензой а еще через неделю, местный паром переправил всю группу в город Оханск.

Здесь нежданных гостей оставили на семь месяцев, приставив для обслуживания в быту несколько женщин
(одной из которых, штурман Боб Робертс даже сделал предложение, серьезно осложнив впоследствии ее жизнь).

В сентябре 1942, маленький городок посетила дипмиссия во главе с бригадным генералом Бредли, задействованным в организации трассы Алсиб.
Узнав об этом, капитан Йорк, тяжело переживавший свое вынужденное бездействие, обмолвился о попытке побега, но, получив категоричный отказ, написал письмо начальнику Генштаба РККА генерал-майору Василевскому.

В нем он указал на нехватку опытных пилотов, прося поскорее вернуть экипаж в строй и выразил большое сомнение, что японские власти, в подобной ситуации, стали бы удерживать в плену немецких летчиков.

Несмотря на то, что вопрос решался на самом высоком уровне, это письмо осталось без ответа.
Наконец, после личного обращения президента Рузвельта, по каналам дипломатической связи, к товарищу Сталину, дело сдвинулось с мертвой точки.

Решением такого архисложного вопроса, вождь занимался лично.
Решением такого архисложного вопроса, вождь занимался лично.

Была разработана спецоперация, в ходе которой пилотов отправили в Ташкент, а затем в Ашхабад.
По пути, в купе подсадили опытного контрразведчика, приказав ему сблизиться с американцами и помочь им совершить побег на территорию Ирана.

В ходе дорожных разговоров, под стук колес, вдруг выяснилось, что капитан Йорк чудесным образом научился вполне сносно изъясняться на русском языке, а майор-артиллерист Якименко (майор НКВД Боярский) в совершенстве владеет английским.
Стоит ли удивляться, что случайный попутчик, приняв близко к сердцу тяжкую долю горемычных союзников, предложил им содействие в нелегальном переходе границы.

С этой целью, невеста майора, получившего отпуск по ранению - тоже очень отзывчивая девушка - свела американцев с контрабандистом, сразу после прибытия в Ашхабад, где пилотов устроили на работу в местный аэропорт.
Очередной сотрудник, изображавший из себя алчного басмача-моджахеда, доставил их в грузовике до контрольно-следовой полосы, где они сумели скрытно перейти государственную границу СССР.


Во всей этой истории, настоящими были только ранение майора Боярского и 250 долларов, заплаченных за проезд под брезентом в кузове «Студебеккера», до сымитированной чекистами КСП.
Свадьба бравого артиллериста со своей суженой тоже расстроилась, поскольку лейтенант госбезопасности получила новое задание.

Далее маршрут «беглецов», с помощью британского консульства, пролегал через Пакистан, Северную Африку и южную Атлантику, пока, наконец, 24 мая 1943 года,
майор Йорк, в сопровождении подчиненных, не доложил президенту Соединенных Штатов о своем прибытии в Вашингтон.

На границе с Ираном, в те времена, наблюдалось оживленное движение.
На границе с Ираном, в те времена, наблюдалось оживленное движение.

Уже через много лет после Победы, возникла версия, что командир воздушного корабля с самого начала планировал приземлиться на территории Советского Союза, получив секретное задание от командования ВМС.

В пользу этой догадки говорит множество факторов – от якобы неисправной подачи топлива, обнаруженной сразу после взлета, до подозрительно быстрого познания майором Йорком русского языка. Кроме того, легендарный полковник Дулиттл, в доверительной беседе со штурманом Хердноном, как-то сказал ему: «Не я вас туда отправил, сынок, но так было надо».

Так или иначе, но путь, проложенный экипажем «Митчелла», спас жизни как минимум 250 американским пилотам, приземлившимся на дальневосточной земле в 1944-45 годах.
Правда, один из них, нарушив приказ, раскрыл секретный алгоритм своего возвращения на родину, рассказав об этом журналистам, но на конечном этапе войны это уже не могло привести к осложнениям в отношениях между СССР и Японией.

Окончательно этот документ утратил силу в августе 1945 года.
Окончательно этот документ утратил силу в августе 1945 года.

Осталось только добавить, что такая длинная и дорогостоящая операция, по обилию спецагентов напоминающая советскую кинокомедию "Дежа вю", вызывает недоумение, учитывая почти ежедневные провокации японцев на море и на суше против сухопутных сил и советских кораблей.
Кроме того, не надо забывать, что императорская армия, при всем желании, не смогла бы вести войну на два фронта, прочно увязнув в боевых действиях с Америкой, на огромном пространстве Тихого Океана.
Но вряд ли кто-либо осмелится подвергать сомнению политическую мудрость Отца народов, диктовавшую свои правила в отношениях с другими странами.
Товарищ Сталин, как всем известно, в военное время не допускал даже малейших промахов на международной арене. Начиная с рассвета 22 июня 1941 года.



ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.

Игнатий Новиков и Оргкомитет "Олимпиада-80" - люди совершившие невозможное

Николае Чаушеску - невыученный урок от товарища Сталина

Китай эпохи Мао Дзедуна. Борьба за урожай

Ветеран войны Джон Кеннеди

История и значение Лэнд Лиза